5 лучших производителей кованых дисков

Авиационные технологии для приземленных целей

Начиная разговор о лучших кованых дисках, сразу оговоримся: популярный среди автомобилистов термин «кованые диски» в корне неверен – реально алюминиевые сплавы обрабатывают изотермической штамповкой. Но этот термин настолько въелся в наш язык, что его употребляют и серьезные автомобильные издания. Ну что ж, и мы для удобства продолжим использовать его.

Сама по себе технология пришла к нам из авиационных цехов – стальные штампованные диски при всей своей дешевизне и способности переносить значительные деформации без разрушения оказались слишком тяжелыми, алюминиевое же литье из-за склонности к растрескиванию при ударных нагрузках делало жесткие приземления слишком опасными. Поэтому заготовки стали подвергать высокому давлению внутри разогретой матрицы, чтобы сделать кристаллическую решетку металла более плотной, одновременно избавив ее от опасных неравномерностей структуры – эта технология уже была обкатана на производстве отдельных узлов планера.

Из авиации многое приходит в автоспорт, и кованые диски – не исключение. В шоссейно-кольцевых гонках их главным достоинством стала возможность изготовления тонких ободов, значительно снижая инерцию колес, в ралли – высокая прочность. Ну а уже из спорта эти диски и получили «путевку» на дороги общего пользования стараниями тюнинг-ателье.

Что ж, сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Кованые диски какой фирмы лучше?» и разберемся с игроками на нашем рынке.

Рейтинг лучших производителей кованых дисков

Лучшие отечественные производители кованых дисков
1 Slik 9.7 / 10
Лучшие европейские производители кованых дисков
1 BBS 9.9 / 10
2 OZ Racing 9.7 / 10
Лучшие японские производители кованых дисков
1 Enkei 9.4 / 10
Лучшие производители кованых дисков из Тайваня
1 LS Wheels 9.2 / 10

Лучшие отечественные производители кованых дисков

Slik

Кованые диски под маркой Slik выпускаются с 1992 года – если изначально тольяттинская фирма работала на нужды автоспорта, то впоследствии расширила свое производство, охватив все популярные типоразмеры во множестве дизайнов.

Как и прочие отечественные производители того времени, компания не имела собственного литейного производства и прессов высокой мощности, выполняя только обработку дисков из готовых штамповок. Основной поставщик производства – это КраМЗ, еще в советское время работавший на аэрокосмическую отрасль. Наличие на заводе прессов с мощностью до 10 килотонн позволило выпускать диски большого диаметра: меньшее усилие просто не может продавить заготовку.

На данный момент Slik – это один из немногих отечественных брендов, крепко удерживающихся на рынке. Отметим, что компания не стоит на месте. Сначала в ее каталоге появились усиленные диски для коммерческого транспорта, а теперь к ним добавилась новинка – внедорожные кованые колеса с бедлоками на 15 и 16 дюймов, которые делаются под конкретный заказ (и за немалые деньги, к сожалению). Впрочем, если финансы позволяют, Вы можете заказать у «Слика» и вовсе индивидуальный дизайн дисков на свой вкус, при диаметре вплоть до 24 дюймов. В относительно малых же диаметрах фирма сейчас фактически не имеет конкурентов

Основные плюсы:
  • Использование высококачественного сырья
  • Точность изготовления
  • Широкий выбор дизайнов и размеров
Минусы:
  • Высокие цены (хотя это и неизбежно): даже самые простые «ВАЗовские» 14-дюймовые диски сильно ударят по кошельку (от 65000 рублей за 4 колеса на момент написания статьи)
Лучшие отечественные кованые диски – 	Slik
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
По большому счету, сейчас нет выбора – в нормальном ассортименте только кованые диски «Слик», но и их качество меня более чем устраивает.
Показать еще

Лучшие европейские производители кованых дисков

BBS

Лидер нашего рейтинга лучших производителей кованых дисков – компания BBS. Представлять немецкую компанию BBS вряд ли нужно – почти за 50 лет истории небольшой завод разросся до международных масштабов, став официальным поставщиком на конвейеры многих фирм, включая Maserati, Rolls Royce и Ferrari. Именно ее инженерами в свое время были разработаны составные колесные диски с литой серединой и кованым ободом, ставшие предметом многократного копирования.

Производство именно кованых дисков у фирмы, надо сказать, не совсем немецкое. Их выпуск с 1983 года заказывается на заводе Washi Beam Co. Ltd. в городе Такаока (префектура Тояма на противоположной от Токио стороне острова Хонсю), где была отточена технология, достаточно впечатлившая Хайнриха Баумгартнера (одного из основателей компании), чтобы создать совместную фирму BBS Japan. Завод Washi Beam до сих пор остается крупнейшим в мире предприятием такого профиля, причем во всех смыслах: еще в 1974 году здесь сделали кованую заготовку для колеса диаметром 40 (!) дюймов.

С момента прошлой редакции нашего рейтинга лучших кованых дисков технология производства кованых колес BBS была модернизирована. Вначале «болванка» проходит два этапа изотермической штамповки на прессе с максимальным усилием 12 тысяч тонн (рабочая нагрузка – 10 тысяч тонн), смонтированном на заводе в 2019 году (до этого здесь работали «девятитысячные» прессы, в 2005 году сменившие «пятитысячные»). Затем диск сначала обрабатывается в черновую, после чего его обод раскатывается до нужной ширины на специальном станке, дополнительно упрочняясь. За раскаткой следует термообработка на протяжении 14 часов – убираются остаточные напряжения, происходит упрочнение, а затем искусственное старение материала. Только после этого заготовка попадает на пятиосевой станок с ЧПУ, спустя почти 4 часа выходя уже в виде практически готового колеса. Удаление заусенцев перед финальным контролем качества до сих пор выполняется вручную. Признанное годным колесо уходит на окраску: наносится порошковый грунт, затем – порошковая же эмаль и сверху нее – полимерный защитный лак. В сумме на каждое колесо уходят 23 часа, из них непосредственно ковка занимает всего 24 минуты.

С 2015 года компанией налажен массовый выпуск дисков, откованных из магния – эта технология до сих пор остается эксклюзивом для BBS, будучи изначально разработанной в 1994 году для болидов «Формулы 1» по запросу команды Ferrari. Дело в том, что магний весьма химически активен, что не проблема на треке, но вот на обычных дорогах зимой ему будет несладко. Только отработав высокопрочное защитное покрытие, немецко-японская команда выпустила магниевые колеса «на улицы».

Увы, за все приходится платить, и в данном случае буквально – оригинальные кованые диски BBS в нашей стране сейчас стоят… Хм… Пожалуй, цена комплекта из четырех колес многих заставит вспомнить, что их машина стоит примерно столько же.

Основные плюсы:
  • Качество признанного мирового бренда
  • Одни из самых легких серийных кованых дисков
Минусы:
  • Шестизначные цены.
Лучшие европейские кованые диски – BBS
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Глупо описывать впечатления от дисков такого качества. Плюсы всем известны, минусов при всем желании не найдешь.
Показать еще

OZ Racing

Итальянская компания – не новичок в своем деле: с 1971 года этот бренд стал узнаваемым в автоспорте, отметившись и в «конюшнях» Ф-1, и на автомобилях WRC. Что ж, богатое раллийное прошлое неплохо может рекомендовать прочность дисков со значком OZ на декоративном колпачке.

Достаточно долго фирма по меркам Европы относилась к «среднему классу», предлагая даже вполне бюджетные серии кованых дисков (что неудивительно – заготовки для них закупались по выгодной цене на КраМЗе). Однако сейчас она явно переориентировалась на премиальный сегмент: все выпускаемые кованые диски собраны в линейке OZ Atelier Forged, и назвать представленные в ней модели «простыми» язык не повернется.

Так, диски Ultimate Alu сделаны специально для автомобилей Porsche и выпускаются только в двух диаметрах, 20 и 21 дюйм. Их конструкция при этом максимально облегчена: 20-дюймовое колесо с вылетом 51 мм и шириной обода 9 дюймов весит всего 8,77 кг, что для такого размера впечатляет. Диски Ares – «неспециализированные», от 19 до 21 дюйма с возможностью индивидуального заказа нужного вылета. Та же опция предлагается и для дисков Zeus (иной дизайн спиц и выбор только между 20 и 21 дюймом диаметра). Наконец, «чисто спортивными» являются диски Superfogliata и Superfogliata CL (сделанные специально для Porsche с системой CenterLock, где колесо крепится на ступице центральной гайкой, а не шпильками или болтами).

Это стало одной из причин, по которой найти сейчас новые кованые диски с логотипом OZ в России проблематично: слишком высоки стали цены и слишком узка «целевая аудитория». Однако на «вторичке» по-прежнему можно найти интересные предложения.

Основные плюсы:
  • Прочность и малый вес
Минусы:
  • «Урезанный» ассортимент
  • Высокие цены
OZ Racing
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
К сожалению, сейчас фирма малоинтересна. А вот старые OZ Racing не зря очень высоко ценились…
Показать еще

Лучшие японские производители кованых дисков

Enkei

Одна из первых японских фирм, начавших производство автомобильных легкосплавных дисков – это Enshu Keigokin, известная сейчас по всему миру под брендом Enkei. Главным достоинством продукции этой компании можно назвать приемлемый уровень цен: в конце концов, при достаточном контроле качества неважно, в самой Японии находится сейчас производство или в соседних регионах Азии.

Но, если Вы принципиально хотите получить колеса «как в формуле 1», то в линейке Enkei есть и «чистокровно японская» серия, производимая по наиболее современным технологиям в самой Японии. Естественно, все это будет стоить уже совсем других денег.

Если говорить именно о кованых дисках (а в ассортименте Enkei есть, естественно, и «литье»), то наиболее привлекательна серия Racing: все диски этой серии производятся по фирменной технологии MAT (литье заготовки с последующей раскаткой обода). Поскольку для производства дисков таким способом не требуется прессовое оборудование огромной мощности, то себестоимость производства таких дисков удается удержать на приемлемом уровне при сохранении отличных характеристик.

Также нельзя пройти мимо серии Racing Revolution: на ней использована усовершенствованная технология MAT-DURA FLOW II, которая позволила максимально приблизить структуру металла к той, что достигается классическим методом изотермической штамповки.

Надо отметить, что в плане производства дисков японцы идут отличным от Европы путем. Если для европейцев сейчас «ковка» — это скорее статусный продукт, а даже 17 дюймов считается маленьким размером, то в Японии не гнушаются и самыми распространенными диаметрами. Более того, буквально недавно (сентябрь 2023 года) фирма анонсировала выпуск своих новых дисков PerformanceLine PF06 в четырех новых размерах – к изначальным 18 дюймам, показанным весной этого же года, добавились не только 19”, но также 15”,16” и 17”. Внедорожные диски RPT1 теперь прямо на заводе окрашиваются «Раптором», плюс линейка дополнена новыми колесами Cyclone (от 16 дюймов).

Особо отметим, что кованые диски компанией тестируются по собственному стандарту Spec-E, более жесткому, чем действующий в Японии стандарт JWL: тест на свободное падение выполняется с большей высоты, количество циклов динамических испытаний увеличено на 20%.

Основные плюсы:
  • Богатый выбор типоразмеров и дизайнов
  • Достаточно привлекательные цены
Минусы:
  • В сравнении с полноценной ковкой технология MAT проигрывает в прочности спиц и ступичного участка – отсюда необходимость утяжеления
Лучшие японские кованые диски  – Enkei
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Красивые диски, и при этом действительно выдерживающие наши дороги. Японцы все-таки в этом понимают толк.
Показать еще

Лучшие производители кованых дисков из Тайваня

LS Wheels

Поскольку ряды российских производителей кованых дисков все редеют, а диски из Японии и Европы становится покупать труднее (да и денег они стоят не то что приличных, а скорее даже неприличных), появление на этом поле игроков из Юго-Восточной Азии было ожидаемым. Что ж, уже привычная по литым дискам марка LS (появившаяся впервые на рынке в 2004 году) ныне расширила свой ассортимент: в 2022 году в каталоге тольяттинской фирмы ООО «КолесоПлюс», которая и придумала бренд LS Wheels (а с 2008 года – еще и Replay) появилась новая линейка тайваньских кованых дисков LS Forged.

Как и большинство производителей, тайванцы используют авиационный сплав 6061. При производстве заготовка проходит несколько прессов, штампуясь поэтапно, затем отправляется на участок термообработки и уже после этого передается на станок с ЧПУ. В актуальном каталоге представлено 14 дизайнов, причем охвачен приличный ценовой диапазон – если диски LS FG14 (от 18 до 22 дюймов) можно отнести к «среднему классу», то цена у LS FG11 (только 24 дюйма) уже шестизначная. И да, меньше 18 дюймов дисков в каталоге просто нет.

Основные плюсы:
  • Неплохой ассортимент
  • Наличие достаточно бюджетных (по меркам «ковки» такого размера, конечно же) моделей
Минусы:
  • Нет колес меньше 18 дюймов
Лучшие кованые диски из Тайваня – LS Wheels
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Довелось пощупать на выставке. В целом очень прилично сделаны, но моего размера не привозят, к сожалению.
Показать еще

Как Вы могли увидеть, рынок кованых дисков сейчас крайне специфичен. «Настоящая ковка» в Европе уходит в премиальный сегмент, иногда вплоть до того, что конкретная модель дисков делается строго под одну марку или даже модель автомобиля (например, кованые диски AEZ Steam.forged – для Tesla Model S и Model X). Отсюда – ограниченный выбор моделей и размеров, плюс цены, которые даже «у себя дома» немалы: так, в каталоге BBS цена кованых дисков стартует от 925 евро за штуку. Упрощенные технологии (как, например, делают в Enkei) позволяют снизить цену и сохранять конкурентоспособность в массовых типоразмерах, но с учетом курса валют результат все равно выглядит не очень.

Поэтому фактически российский рынок поделен между «отечественным производителем», причем после окончательной смерти «Магалтека» именно в единственном числе, и тайваньским – тоже в единственном числе. Конечно, небезызвестное ООО «САМ-МБ» (торговая сеть «Север-Авто» и шинные центры «Колесо.ру») тоже решило поиграть на этом рынке, ввезя продукцию тайваньского завода Hijoin Industrial Company Ltd (он же, кстати, делает бюджетные серии литых дисков для итальянских компаний MAK и MOMO) – но мало того, что у них в каталоге есть одна-единственная модель на 22 дюйма, так еще и по такой цене, какая у кованого диска этого размера в принципе быть не может, поэтому всерьез мы их не рассматривали. Московская фирма Megawheel с их линейкой кованых дисков MW Forged также не попала в рейтинг: они работают только на заказ «под клиента», в магазине Вы их диски не купите. Если же учесть, что наибольший выбор типоразмеров дисков – именно у «Слика», и сопоставить цены на те позиции, что есть и у других производителей, скажем прямо: альтернативы просто нет. Стать монополистом рынка в масштабах «1/6 суши» (на самом деле, правда, размеры России составляют 1/9 суши) – это, однако, умудриться надо. С чем мы компанию из Тольятти и поздравляем.

Комментарии