12 лучших производителей литых дисков

К хорошему дизайну – такую же безопасность

Выбор лучшего автомобильного колесного диска — нечастая процедура для рядового автомобилиста. После покупки нового автомобиля мы некоторое время эксплуатируем установленные родные диски. Но все изнашивается и ломается, устаревает или приходит в негодность со временем. Причиной выбора новых дисков может стать желание использовать второй комплект дисков для зимней или летней резины, чтобы не делать регулярный сезонный шиномонтаж. Или вы захотели изменить дизайн своего автомобильного коня, а замена дисков – это как раз одно из самых востребованных решений по тюнингу автомобиля. Лучшие литые диски представлены в нашем рейтинге.

По технологии изготовления диски делятся на четыре типа: штампованные, литые, кованые и сборные. Конечно, старые добрые штампованные диски дешевы, надежны, да и ремонтируются в случае встречи с хорошей ямой буквально кувалдой. Но вот чем они обделены, так это презентабельностью: разве что некоторые модели в комплекте с фирменными колпаками успешно мимикрируют под простенькое «литье». Тогда почему бы не «обуть» автомобиль в новые литые диски, благо выбор их сейчас огромен, да и цены на многие марки вполне приемлемы?

Однако тут тоже хватает нюансов. Дешевые литые диски обычно льются из не лучшего качества силумина, прочность которого (особенно на удар) весьма посредственна. А, значит, приходится для обеспечения достаточной надежности колес сознательно увеличивать количество «мяса», и в результате возникает парадокс: легкосплавные диски могут оказаться по весу тяжелее, чем стальные! То есть и об экономии топлива, и об улучшении управляемости и торможения, на что, в общем-то, при покупке алюминиевых дисков хочется рассчитывать, уже можно и не думать. А вот если производитель сэкономит не только на качестве, но и на количестве алюминия, то подобный диск окажется в лучшем случае неремонтопригодным после встречи с ямой, а в худшем – и просто небезопасным.

Поэтому мы сегодня попробуем разобраться – если не конкретную модель (их тысячи), то хотя бы какую марку литых дисков действительно стоит рассматривать в качестве покупки, а мимо каких дисков надежнее сразу пройти мимо. Особенно с учетом того, что, согласно статистике, еще три года назад на нашем рынке более 90 процентов импортных литых дисков были ввезены из Китая.

Рейтинг лучших производителей литых дисков

Лучшие европейские производители литых дисков
1 BBS 9.9 / 10
2 OZ Racing 9.8 / 10
3 Alutec 9.7 / 10
4 Borbet 9.6 / 10
5 AEZ 9.5 / 10
6 ATS 9.4 / 10
7 MAK 9.3 / 10
Лучшие отечественные производители литых дисков
1 ОК РУСАЛ 9.8 / 10
2 Khomen Wheels 9.6 / 10
3 Tech Line 8.9 / 10
Лучшие японские производители литых дисков
1 Enkei 9.8 / 10
Лучшие китайские производители литых дисков
1 Replay 9.4 / 10

Лучшие европейские производители литых дисков

BBS

Учитывая, что основатели компании – бывшие спортсмены-любители, неудивительно, что именно малому весу колесных дисков BBS уделяется особенное внимание еще с момента основания фирмы. Правда, даже бюджетную линейку Design, изготавливаемую литьем низкого давления, не назвать бюджетной: за диски знаменитой марки придется отдать приличную пятизначную сумму. И это еще повезет, если только пятизначную!

Но и качество у «литья на три буквы» нельзя отрицать: вес у дисков умеренный, при этом они хорошо держат и отдельные резкие удары, и воздействие незначительных по модулю, но повторяющихся нагрузок. А это именно что демонстрирует и отточенность технологии литья, и уровень выходного контроля продукции: недаром список наград, завоеванный самими BBS, ничуть не менее внушителен, чем и перечень спортивных побед, завоеванных с их помощью.

Основные плюсы:
  • Отличное качество даже в «нижней» линейке литых колес, но…
Минусы:
  • …и цены – одни из самых высоких
Лучшие европейские литые диски – BBS
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хорошо, что раньше успел купить: по дискам, кстати, и не скажешь, что они уже с одной машины на другую переехали.
Показать еще

OZ Racing

Далее в рейтинге лучших литых дисков – диски OZ Racing. Тут уже не идет и речи о дешевом силумине: итальянская фирма подчеркивает, что даже не самая «пафосная» их серия Racing производится из алюминиево-магниевого сплава и подвергается термоупрочнению. Так что итальянцам удается создавать по-настоящему легкие литые диски с характерной ажурностью форм, при этом не вызывая сомнений в прочности: помимо обязательного перечня сертификатов, они могут напомнить, что их продукция используется в WRC уже более тридцати лет. А участников мирового раллийного чемпионата не назвать людьми, которые выберут какие-то диски только ради спонсорских денег: здесь надежность реально важна.

Но, конечно, сейчас позволить себе новые диски OZ Racing сможет уже не каждый желающий: с нынешними курсами валют комплект на четыре колеса «вывесит» немалую сумму.

Основные плюсы:
  • Отличная прочность при умеренном весе
  • Неплохая упругость, позволяющая гасить удары без деформации и тем более трещин
Минусы:
  • Ожидаемые: цена
OZ Racing
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Купил комплект еще семь лет назад, до сих пор все отлично.
Показать еще

Alutec

Немецкая компания получает от нас своеобразный «приз зрительских симпатий»: она даже по нынешним ценам позволит вписаться в умеренный бюджет, выбрав, тем не менее, качественные диски, честно соответствующие заявленным стандартам испытаний. Причем фирма по европейским меркам молодая – ей чуть больше двадцати лет, а для Европы, с ее-то традициями автоспорта как главного «двигателя» индустрии, это немного.

Запас прочности у литых дисков Alutec более чем достаточный даже для российских условий, так что уподобиться обездвиженному «панцеркампфвагену» где-нибудь под Курском можно не опасаться. Но и цена этого ожидаема: приличный вес, тут «немцы» стоят примерно на одном уровне с «россиянами». Также стоит отметить ограниченную гарантию – даже на покрытие она дается только на пять лет и то не на все диски. На сами же диски отечественные дилеры Alutec дают гарантию только на один год.

Основные плюсы:
  • Очень хороший запас прочности
  • Вполне бюджетные для европейской марки цены
Минусы:
  • Великовата масса многих моделей
Alutec
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хорошие литые диски, из этой ценовой категории сейчас одни из самых привлекательных по цене-качеству.
Показать еще

Borbet

А ну-ка, разойдитесь, малолетки! Действительно, Borbet – это один из старейших европейских производителей литых дисков, ведь работает с легкими сплавами немецкая фирма с конца XIX века. Конечно, диски в их ассортименте появились позже – только в 1977 году, зато для европейских автоконвейеров фирма стала одним из основных поставщиков. А, когда мы говорим о «придворных OEM-поставщиках», то всегда вспоминаем, что выбирают их обычно как «крепких середнячков», за умеренную цену при гарантированном качестве.

Что ж, Borbet дает именно это: при вменяемых по меркам нынешнего российского рынка ценам у дисков этой марки есть и нормальная балансировка, и стабильность качества, и стойкое покрытие. Такая покупка не заставит жалеть, разве что дизайн большинства моделей покажется приевшимся и неоригинальным.

Основные плюсы:
  • Соотношение цены и качества на отличном уровне
  • Полное соответствие российским требованиям
Минусы:
  • Не самые частые гости в автомагазинах, особенно в регионах
Borbet
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Эх, найти бы ту самую «модель А»… Но и новые СА меня ни в чем не разочаровали, качество именно что «настоящее немецкое».
Показать еще

AEZ

Компания AEZ, основанная в Германии в 1990-х, могла бы остаться на задворках рынка, если бы на нее не обратил внимание вездесущий холдинг ALCAR Group (о марках, под которыми он торгует штампованными дисками, мы уже писали в соответствующем рейтинге). Молодая фирма вошла в состав не много ни мало лидирующей по продажам в Европе группы компаний, и при помощи ALCAR стала развиваться семимильными шагами, оставшись, по сути, командой дизайнеров и конструкторов: само производство находится в цехах ALCAR Leichtmetallräder Produktion GmbH в городке Нойенраде, что к северо-востоку от Кельна.

Литые диски обычно считаются малоподходящими для зимы, но тут решили иначе: диски AEZ окрашиваются по технологии SRC (salt-resistant coating). Сначала на поверхность металла наносится порошковое базовое покрытие, черное или темно-серое в зависимости от дизайна. Поверх него напыляется цветная эмаль горячей сушки, а уже затем защитный лак (на некоторых колесах – и в два слоя). В результате диски AEZ проходят тест ECE-R124 – а это, пардон, 300 часов «ада» из гравия, соли, уксусной кислоты и хлорида меди. И более того – фирма указывает даже на возможность установки на свои колеса цепей: в конфигураторе на сайте есть отдельная галочка «Snow Chains», отсеивающая из списка колеса, для которых допустимо подобное использование (например, AEZ Atlanta).

Основные плюсы:
  • Прочность при умеренном весе
  • Наличие «зимних» версий с особо стойким покрытием
Минусы:
  • Нет дисков меньше 17 дюймов
AEZ
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Ставил на 320d комплект Tioga Titan 4 года назад. До сих пор доволен как слон!
Показать еще

ATS

И снова в рейтинге лучших производителей литых дисков компания из Германии, но на этот раз история будет богаче. Компанию Auto Technisches Spezialzubehör в городе Бад-Дюркхайм в конце 1960-х основал Гюнтер Шмид, которого фанаты «Формулы-1» могут вспомнить как «отца» аж двух команд, выступавших в 70-х и 80-х. Начал он именно с выпуска литых колес, став одним из пионеров этого рынка – а заодно еще и официальным поставщиком Mercedes-Benz AMG в восьмидесятые.

Диски ATS производятся по технологии LWPC, доведенной до абсолюта: да, и литье низкого давления может быть настолько прочным, что диски дополнительно облегчают на этапе мехобработки специальными вырезами в районе соединения спиц с ободом (фирменная «фишка» - ATS Undercut, по которой диски можно узнать, не глядя на марку). Секрет – в технологии термоупрочнения, которую производитель раскрывает, естественно, только в самых общих чертах. Известно лишь, что она происходит в два этапа, занимая в общей сложности 7 часов.

А вот с покраской уже не так ухищряются: обычная порошковая эмаль под порошковым же лаком. В этом плане ATS серьезно уступают AEZ – да, у тех литые диски при схожем дизайне обычно немного потяжелее… Но зато и внешний вид сохраняют дольше. А это тоже важно, не так ли?

Впрочем, на внешность отдельно стоит обратить внимание любителям «вылизывать» европейские классические машины до состояния «как новая». Обратите внимание на диски ATS Cup и ATS Classic: их дизайн сохранен неизменным с той самой поры (хотя найти их в продаже у нас – тот еще квест). Собственно, дизайн ATS Classic и был самым первым, использовавшимся ATS еще в семидесятые, и сейчас просто-таки вышибает ностальгическую слезу.

Основные плюсы:
  • Легкая и прочная конструкция
  • Достаточно низкие для европейского бренда «с именем» цены
Минусы:
  • Для России на дисках покрытие все же слабовато
ATS
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Приличные диски по хорошей цене. На зиму переставляю штамповку, так что соли можно не бояться.
Показать еще

MAK

Не самая раскрученная у нас марка, но, тем не менее, она достойна внимания. Прочность у дисков MAK полностью удовлетворяет и европейским требованиям, и актуальным российским нормам, хотя стоит указать на то, что многие модели этой фирмы тяжеловаты. Особенно это касается «кроссоверных» дисков: если в описании увидите аббревиатуру SUV, то соберитесь с силами перед шиномонтажной мастерской.

Но сам материал хороший, трещину в таких литых дисках сможет вызвать только очень сильный удар, когда с гарантией отправится на замену и покрышка, да и подвеске придется нелегко. Для российских условий такие диски подойдут нормально. Но вот с ценой для нашего рынка итальянцы попали в самую неудачную вилку – аналогичные прочностные характеристики можно получить и от Alutec, сэкономив две-три тысячи на диске, а можно посмотреть и на более «модные» марки, если те же две-три тысячи добавить.

Основные плюсы:
  • Хорошее качество, требования стандартов испытаний с запасом перекрыты
Минусы:
  • Цену хотелось бы видеть и пониже
MAK
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
По тестам диски неплохими показались, взял как эксперимент. Дороговатый, правда, зато удачный – полностью понравились.
Показать еще

Лучшие отечественные производители литых дисков

ОК РУСАЛ

Давным-давно, в далекой галактике, работали по соседству две фирмы – K&K и СКАД, и были они по сути своей основными конкурентами на российском рынке литых колес. Но, после того, как всех их прибрал к рукам «РУСАЛ», конкуренция сначала стала чисто символической, а затем и вовсе никто притворяться не стал – для всей продукции оставили единый сайт skad.ru, где в шапке красуются оба логотипа ранее независимых компаний. Более того, появились еще и новые бренды, колеса под которыми все так же производятся в Красноярске и Дивногорске на все тех же заводах.

Итак, K&K сейчас – это флагманская линейка литых дисков с четырехслойным покрытием и немалым выбором дизайнов, причем в типоразмерах от 13 дюймов. Нога в ногу идет линейка SKAD (да, название сейчас пишется уже латиницей) – 91 позиция в каталоге, однако! Бренд WheelsUP нацелили на любителей спорта или желающих таковыми казаться – под ним выпускаются облегченные диски по сбалансированной цене (выбор, правда, гораздо меньше – 18 позиций в каталоге на момент написания статьи). Линейка дисков Rapid, которые, как и K&K, получают четырехслойное покрытие, включает более 100 позиций… и, стоп, они вообще часто слишком похожи на K&K. Что, конечно, неудивительно, когда один завод «насыщает» рынок разными брендами, продукцию при этом отгружая из одного и того же цеха.

Re:style – это серия колес, повторяющих дизайн оригинального «литья» различных производителей. Производятся они вместе с K&K и окрашиваются по той же технологии. В каталоге более 200 моделей – начиная от реплик дисков «Лифанов» и «Чери», и заканчивая европейскими и японскими марками. Выбрать реально есть из чего, тут не поспоришь. Originalserieswheels – это та же линейка реплик, только уже от бывшего СКАДа.

Наконец, iFree – самая бюджетная линейка колес, облегченных и с упрощенной покраской. В общем, как из этого выбирать? Мы бы лично с прагматичной точки зрения выбрали что-то из Красноярска – то есть K&K, Rapid, Re:style. По факту отличия будут только в дизайне, да и то в двух первых брендах можно запутаться. Остальная группа брендов объединила продукцию попроще и берет ценовым преимуществом. Впрочем, что бы Вы ни выбрали, заработает все равно Дерипаска.

Основные плюсы:
  • Трудно подобрать слово для описания ассортимента по дизайнам, конструкциям и выбору диаметра
  • Высокое качество у топовых линеек и адекватное – у «нижних»
  • Отличный выбор реплик на замену оригинальных дисков
Минусы:
  • Теперь при выборе из «новых» брендов придется искать, на каком из двух заводов сделаны колеса. Хотя мы это уже сделали за Вас.
Лучшие отечественные литые диски – K&K
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
По-прежнему оптимальный выбор по цене/качеству, причем практически для любой машины (не считая те, у кото ценник в потолок).
Показать еще

Khomen Wheels

Начавшая свою работу в 2019 году фирма из Томска взяла, что называется, с места в карьер – в ее каталоге уже представлены литые диски аж до 22 дюймов, то есть сибиряки прямо и открыто замахнулись на премиальный сегмент (о чем, впрочем, прямо пишут на своем сайте). Что, однако, не отменяет и наличия у них бюджетной линейки «Стандарт» - от 15 до 18 дюймов («Премиум», соответственно, от 19 до 22 дюймов).

Особенность колес фирмы – утолщенный обод. Это, конечно, увеличивает вес, но позволяет добиваться достаточной для наших привычных условий прочности (учитывая, что Томская область находится по качеству дорог на 40-м месте из 85 регионов России по оценке 2022 года, неудивительно). Автор же, живя в области, находящейся на 78-м месте, просто промолчит о том, насколько важна прочность диска.

Диски полностью обрабатываются на станках с ЧПУ, причем производитель даже хвастался, что использует в работе поликристаллические алмазные пластинки HORN (сейчас, однако, их закупать в Германии стало явно труднее). Покраска – порошковыми и жидкими эмалями на автоматической линии. Колеса проходят полный цикл «погодных» испытаний: солевой туман после механических повреждений эмали в течение 16 суток, что больше, чем положено по европейскому стандарту ECE-R124, а затем – механические тесты на изгиб при вращении и радиальные нагрузки.

Так что здесь есть, что выбрать – и выбирать есть смысл.

Основные плюсы:
  • Широкая гамма колес
  • Единственный в России производитель дисков «экстремальных» диаметров
Минусы:
  • А вот владельцев ВАЗов, похоже, обидели…
Khomen Wheels
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Сделано хорошо, я бы даже сказал, весьма на уровне. Хотя и цена соответствующая, конечно.
Показать еще

Tech Line

А вот эта фирма литых дисков, производство которой развернули в ростовском Азове, вынуждена стать аутсайдером в рейтинге. Сайт компании до недавних времен выжигал глаза фразой «Продукция Азов-Тэк изготовлены в соответствии с Техническим регламентом Томожнегосоюза "О безопастности колесных транспортных средств"». Правда, после того, как мы это упомянули в прошлой редакции нашего рейтинга, они исправились (хотя и не на «пять») – но, согласитесь, когда даже официальный сайт компании, призванный продвигать ее продукцию, сделан настолько на «и так сойдет», то и «безопасТность» спорна. Подливает масла в огонь подозрений и упоминание применяемой технологии литья под низким давлением: тут избежать непроливов в массе заготовки и неравномерности структуры металла не так просто, эту технологию и ведущие мировые производители автомобильных колес оттачивали долго.

Но обратимся к бесчувственным результатам тестов, отрешившись от эмоций. Одиночные удары диски Tech Line, в общем-то, держат прилично, а вот с циклическими нагрузками у тонкоспицевых моделей обнаруживаются ожидаемые проблемы – развиваются усталостные трещины, что неприемлемо. Вот вам следствие и литья под низким давлением, и меньшей в сравнении с близкими по конструкции дисками SKAD/K&K массы, и «томожнего союза». Из литых дисков, выпускаемых под этой маркой, рассматривать стоит только тяжелые, с широкими спицами, причем в месте сопряжения и с ободом, и со ступицей.

Основные плюсы:
  • Низкая цена
Минусы:
  • Далеко не все модели действительно готовы к тому, что в России называется дорогами
Tech Line
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Диски дешевые, и, в общем-то, ожидаемого качества. На кочках стоит осторожнее быть.
Показать еще

Лучшие японские производители литых дисков

Enkei

В каталоге одного из старейших производителей литых дисков для автомобилей и мотоциклов и сейчас есть модели, которые вписываются в сравнительно бюджетный сегмент. Ну что ж, с 1950 года у них было время, чтобы отработать технологии и добиться от них минимальных издержек. Мы даже не будем затрагивать технологию MAT, позволяющую в одном диске скомбинировать литую ступицу и спицы с кованым ободом – как-никак, такие комбинированные диски уже выпадают из предмета нашей статьи, а вот освоенное ими литье дисков с полыми спицами уже интересно: такие диски при отличной прочности получаются еще и легковесными.

Однако, конечно, главный источник относительно низких цен на бюджетные линейки – это столь любимый сейчас японцами перенос производства в соседние страны азиатского региона. Увы, покупая диски Enkei таких серий сейчас, можно даже не начинать с придыханием рассказывать знакомым про «JDM и все-все-все»: надпись Made in China испортит все удовольствие похвастаться «легендарными япноскими дисками». Впрочем, на эксплуатации это не скажется – даже китайские Enkei (естественно, если они действительно сделаны на заводе Enkei) полностью устроят и прочностью, и качеством покрытия.

Основные плюсы:
  • Хорошее качество
Минусы:
  • Возможно, Вам надоест объяснять знакомым, что Enkei Made in China – это вовсе не обязательно подделка
Лучшие японские литые диски – Enkei
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Диски отличные, я их и зимой не снимаю, соль выдерживают даже там, где об бордюр слегка притер бортик.
Показать еще

Лучшие китайские производители литых дисков

Replay

Китайских марок литых дисков у нас на рынке множество, и множество же стабильно проваливает тесты: ну что ж, китайцы были бы не китайцами, не расписывай они значками ISO, Ростеста и TUV то, что к испытаниям и подпускать-то не стоит. Так что из всех представителей этого сегмента рынка, пожалуй, только Replay достойны какого-то внимания: по крайней мере, на имевшие место быть «провалы» они реагировали адекватно, объявив об отзыве партии, хотя не удержимся от брюзжания – может, стоило сразу не выпускать в продажу откровенно слабые диски?

Специализация Replay тоже «чисто китайская» - в их каталоге диски прямо рассортированы по маркам автомобилей, ибо они прямо копируют дизайн штатных. Неудивительно: китайцам на авторские права было наплевать всегда… да и нам тоже, если сравнить цену «реплики» и штатных дисков какого-нибудь «Лексуса». В общем, основу популярности этой марки в России Вы поняли. Но в целом, если честно, при отсутствии именно необходимости «закосить под оригинал» стоит лучше выбрать за те же деньги «отечественного производителя».

Основные плюсы:
  • Большой выбор дизайнов
  • Цены куда ниже оригинальных дисков при неплохой копийности
Минусы:
  • При сопоставимой цене качество уступает отечественным дискам
Лучшие китайские литые диски – Replay
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Брал именно из-за копийности, два штатных ушли в металлолом под Череповцом. Поставил «китайцев» на заднюю ось, в принципе ходят.
Показать еще

Какие литые диски лучше купить?

Итак, если мы говорим о бюджетных литых дисках, то правило Бориса Бритвы продолжает работать: «тяжесть – это хорошо». Да, конечно, мы хотим снизить неподрессоренные массы, но не стоит это делать ценой безопасности и надежности: литые диски, которые действительно соответствуют требованиям стандарта и при этом весят мало, «осиливают» только ведущие мировые производители, которые с нынешними курсами валют к числу бюджетных не отнести. Тут отечественным фирмам кризис однозначно сыграл на руку – выбор именно российского «литья» сейчас будет весьма выгоден по соотношению «цена/качество», но не с каждой фирмой – мы специально включили в рейтинг не самые удачные Tech Line, чтобы это подчеркнуть.

А вот если речь идет о Китае или Тайване, то ни количество потраченного алюминия, ни значки сертификации, увы, не скажут ни о чем: только результаты тестов дадут хотя бы какую-то уверенность, слишком уж красноречивы фотографии растрескавшихся ободов и вырванных ступиц. Вы ведь вряд ли хотите увидеть это своим глазами?

Удачных вам покупок!

Комментарии