7 лучших мопедов

Малая мощность, но немалая польза

Информация для рекламодателей
Рейтинг составлен на основе мнения редакции ЭкспертЦен.
По вопросам размещения рекламы заполните эту контактную форму
Ваша компания уже в рейтинге? Нажмите сюда

Сегодня мы представляем рейтинг лучших мопедов. Однако справедливости ради сразу предупредим, именно о мопедах мы сегодня говорить и не будем практически. Ибо «настоящих» мопедов на рынке осталось не так уж много – не забывайте, что само это слово есть не что иное, как сокращение от «МОтовелосиПЕД». То же мотоциклоподобное и малокубатурное, что в обиходе все так и привыкли звать «мопедами» - на самом деле мокики, но это слово уже, похоже, благополучно забыли, распространив термин «мопед» на всю подобную технику даже в правилах дорожного движения.

Хотя по популярности подобной техники и успело ударить введение для них водительских удостоверений (а во многом распространению «полтинников» и способствовала их «бесправность», да еще с возможностью тайком нарастить кубатуру двигателя), спрос на хорошие мопеды сохраняется – ибо, как не крути, это простой, дешевый, экономичный и не занимающий много места транспорт. А с появлением электромопедов отпала еще и немалая часть забот по заправке и обслуживанию – просто подзаряжай аккумуляторы и затаскивай мопед хоть в квартиру, не опасаясь нанюхаться бензина. И, кстати, именно электропривод дал толчок своеобразному ренессансу мопедов именно в их оригинальном смысле (от велосипеда с электромоторчиком «в довесок» до пригодных к самостоятельному использованию мощных двигателей), с педальным приводом в дополнение к мотору, да и некоторый «правовой вакуум» до внесения правок в ПДД возвращал ко временам, когда на бензиновые «полтинники» не нужны были права.

Тут нужно учесть отличие понятий «электровелосипед» (общераспространенного у нас) и взятого нами сегодня «электромопед», которое мы используем условно по аналогии с европейскими нормами. В Европе транспортное средство, способное при наличии педалей ехать самостоятельно только на тяге двигателя, классифицируется как «электрический скутер», в то время как «электровелосипед» должен включать двигатель только в режиме PAS (пока водитель крутит педали, помогая ему). Таким образом, в качестве «электромопедов» мы включим в рейтинг те модели, что способны именно на полноценный электрический ход и ориентированы на него (емкий аккумулятор, мощный мотор).

Итак, сегодня мы поговорим именно о нынешних потомках старых добрых «Риг», «Верховин» и иже с ними. Приступим!

Рейтинг лучших мопедов

Лучшие полноразмерные бензиновые мопеды
1 Alpha 8.7 / 10
2 Delta 8.4 / 10
Лучшие детские бензиновые мопеды
1 MOTAX 50cc 8.9 / 10
Лучшие электрические мопеды
1 xDevice xBicycle 20 FAT SE 9.0 / 10
2 VOLTECO BIGCAT DUAL NEW 8.9 / 10
Лучшие детские электромопеды
1 MOTAX 1500 W 9.1 / 10
2 WHITE SIBERIA MUXA 1300W 8.7 / 10

Лучшие полноразмерные бензиновые мопеды

Alpha

Готов поспорить, Вы сейчас покрутите пальцем у виска – это она-то лучшая? Ну да, в плане мопедов на нашем рынке это «одновременно и альфа и омега», так и крутилось на языке. Самый распространенный в России мопед по факту клепается как бы не каждым первым китайским заводом – и в результате две стоящие рядом «Альфы» могут оказаться даже несовместимыми по запчастям, не говоря уже о таких мелочах, как разная проводка. Впрочем, автор, успев поработать у официального дилера небезызвестного «Ирбиса», не удивляется и тому, как «родная» запчасть на этот самый «Ирбис» к нему же спокойно не подходит чисто геометрически (например, цилиндр не садится на шпильки). Это для «нижнего сегмента» китайской мототехники норма – а «Альфа» во многом стала популярна в том числе и низкой ценой. Более того, по сути, практически все «мотоциклообразные» нынешние мопеды – это «альфоиды» с минимумом вариаций. Поэтому неважно, выбираете ли Вы лучший мопед для деревни или для города - все равно выбор ограничен.

Итак, что перед нами? Типичная «Альфа» оборудована открытым в штампованной хребтовой раме четырехтактным «полтинником», восходящим по конструкции к легендарной Honda Super Cub, оснащенным кикстартером, электростартером (может быть и верхним, и нижним) и четырехступенчатой коробкой передач с «круговым» переключением N-1-2-3-4. Впрочем, встречаются и моторы с «нормальным» переключением «первая вниз» (1-N-2-3-4), и «полуавтоматические». В любом случае конструкция здесь настолько хорошо изученная, что особо описывать эти моторы не нужно. Некоторые производители предлагают даже «заводской тюнинг» - например, Motoland Alpha RF11 имеет «оспортивленный» дизайн, Rockot Alpha Offroad – дисковый передний тормоз, «внедорожную» резину и высокое переднее крыло.

Естественно, проводка «из соплей», сырой крепеж и прочие «радости жизни» к «Альфам» прилагаются по определению. Впрочем, в прямых руках мопед вполне доводится до приемлемого состояния – главное, не забывать, что тормоза тут чаще всего барабанные, а подножки крепятся к картеру.

Основные плюсы:
  • Наличие запчастей даже в самом глухом углу
  • Конструкция, изученная от и до во всех ее вариантах
Минусы:
  • Необходимость доводки в немалом объеме
  • Слабая ходовая
Alpha
8.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Ну, что сказать… «Альфа» она и есть «Альфа», кто ж ее не знает?
Показать еще

Delta

К советскому мопеду с тем же названием нынешняя «Дельта» не имеет никакого отношения даже внешне: нарочито не имея «мотоциклоподобия», она имеет вытянутый вдоль передней части диагональной рамы бензобак небольшого объема и багажник, засунутый между ним и подседельной частью (не самое удобное решение, надо сказать). Подвеска, тормоза, колеса заставят в очередной раз вспомнить всю ту же «Альфу» - разве что на «Альфах» обычно резина с завода идет чуть пошире (2,5 дюйма спереди и 2,75 дюйма сзади против 2,25 и 2,5 соответственно).

Разница в весе у мопедов непринципиальная, и точно так же «Дельты» кто только не делает – так что в плане и «среднего по палате» качества, и прочего тут ничего не меняется, разве что «альфоподобных» в магазинах больше. Сказывается и то, что «Альфы» все-таки похожи на мотоцикл, и больший объем бензобака: «Дельта» подходит только для коротких поездок по городу, на «Альфах» же умудряются даже ездить в «дальняк» (это, конечно, выбор экстремалов, но умудряются же!).

В целом же, что «Альфа», что «Дельта» настолько близки по конструкции, не считая рамы, что, имея опыт возни с одним мопедом (независимо от производителя), Вы ничего нового не увидите и во втором.

Основные плюсы:
  • Багаж под контролем – сумку или пакет при езде просто-напросто обхватывают ноги, в отличие от «мотоциклоподобных», где удобнее использовать рюкзак, чем что-то привязывать к небольшому багажничку за седлом
Минусы:
  • Те же, что у типичной «Альфы», но еще и маленький бензобак
Delta
8.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Такие в принципе придуманы для поездок до магазина и обратно – не скажу, что в России это особо актуально, но все же.
Показать еще

Лучшие детские бензиновые мопеды

MOTAX 50cc

В категории лучших мопедов для подростков побеждает MOTAX 50cc. Этот мопед вполне сможет стать «входным билетом» для ребенка если не в мотокросс, то как минимум в интересные «покатушки» вне асфальта – пускай это еще даже не питбайк, но при весе в 27 кг ребенку с ним справиться будет проще.

Мотор – двухтактный, мощностью 3,5 л.с. (так что «едет» все это не так уж и скучно, как можно ждать от «чисто детской» модели). Запуск – либо только ручным стартером с правой стороны, либо дополнительно устанавливается электростартер (не самая нужная вещь на такой технике, к тому же без него мопед дешевле и легче). Для безопасности предназначен ограничитель хода ручки газа, который позволит родителям умерить аппетиты ребенка к быстрой езде – правда, стоит отметить, ничто так не стимулирует детский интерес к кручению болтов и гаек, как подобные ограничения. Также присутствует чека у левой рукояти, глушащая мотор при отрыве.

Мопед обут в 10-дюймовые внедорожные шины, подвеска – «телескоп» перевернутого типа спереди и моноамортизатор сзади, «как у взрослых». Тормоза – дисковые спереди и сзади, хотя и, естественно, не гидравлические: это велосипедного типа «механика». С обликом «хоть сейчас в пампасы» не вяжутся только литые колеса, но спицованные на детском легком мопеде, конечно, большого смысла не имеют.

Основные плюсы:
  • Неплохой мотор
  • Серьезные для такого веса подвеска и тормоза
Минусы:
  • Рассчитан, увы, на самую быстро растущую возрастную категорию
MOTAX 50cc
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
В очередной раз задумался – и почему у меня в детстве такого не было?
Показать еще

Лучшие электрические мопеды

xDevice xBicycle 20 FAT SE

И вот, наконец, в нашем рейтинге лучших мопедов появился продолжатель истории «настоящих» мопедов – причем, в отличие от односкоростных «старичков» с бензиновыми двигателями, современные электромопеды щеголяют и многоскоростной велотрансмиссией. Конкретно в этом случае – семискоростной, от Shimano.

В 2022 году вышло очередное поколение этой модели, которая, на наш взгляд, ближе всего к идее «электромопеда», а не «велосипеда с электромоторчиком». Рама – алюминиевая, складная, причем именно при ее складывании мы получаем доступ к аккумуляторному блоку, собранному на литий-ионных ячейках LG. Аккумулятор (48 В, 9,6 А*ч), заметим, запирается на замок – просто так его не вытащить. А вытаскивать его можно не только для замены – он заодно еще может работать и как пауэрбанк.

Оба колеса – на 20 дюймов, обутые в широкую четырехдюймовую резину. Тормоза – дисковая механика (и плюс, естественно, режим рекуперации задним 350-ваттным мотором Xiongda). В отличие от «европейских» моделей, где электропривод работает только в режиме PAS (то есть только помогает кручению педалей), для российского рынка тяговый режим, управляемый обычной мотоциклетной ручкой газа, не заблокирован – разгоняться в удачных условиях можно до 30-35 километров в час.

Естественно, вынужденно небольшой размер аккумулятора ограничивает запас хода – педали здесь отнюдь не только для «ибо положено». Но это, как и высокая все еще цена аккумуляторов, пока что сильнее всего тормозит развитие легкого электротранспорта.

Основные плюсы:
  • Складная рама
  • Быстросъемный, но кражезащищенный аккумулятор
  • Неплохой комфорт
Минусы:
  • Что типично и для электроскутеров, и для электросамокатов – есть жалобы на надежность контроллера
xDevice xBicycle 20 FAT SE
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Тяжеловат. Но на ходу хорош – если предыдущий мне только пытался «помогать» мотором, то теперь до работы и обратно могу доезжать, просто крутя газ.
Показать еще

VOLTECO BIGCAT DUAL NEW

В сравнении с xDevice здесь гораздо выраженнее «велосипедообразность», что дало свой минус: аккумулятор установлен не в раме, а на ней, в пластиковом боксе. Зато у нас тут реализовано еще одно важное преимущество электропривода: возможность без особых ухищрений сделать его на оба колеса. Поинтересуйтесь, как ухищряются «самодельщики» и серьезные фирмы, делая полноприводные мотоциклы с бензиновыми моторами (особый привет «Ямахе» с гидроприводом в передней ступице) – тут же достаточно взять еще один электромотор. И здесь их именно два, на киловатт суммарной мощности. Неплохо? Да, но и штатный аккумулятор на 12,5 А*ч они «высасывают» быстро (паспортный пробег – до 15 км только на электроприводе с обоими включенными моторами).

Рама – алюминиевая, нескладная, без подвесок. Колеса – 26-дюймовые, с шириной покрышек 4 дюйма. Оба колеса оснащены дисковыми тормозами. «Механический» привод от педалей – семискоростной.

В целом перед нами отнюдь не дешевый, но интересный вариант «экотранспорта», который уже вполне адекватен при езде на «чистой» электротяге. Другое дело, что над надежностью контроллера производителю стоит еще поработать: нарекания есть, а при шестизначной цене это не очень приятно.

Основные плюсы:
  • Полный привод
  • Неплохая мощность
  • Быстросъемный аккумулятор
Минусы:
  • Не складывающаяся рама
  • Высокая цена
VOLTECO BIGCAT DUAL NEW
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Вообще, был несколько скептичен к подобному транспорту, но, как оказалось, едет хорошо, и не только по асфальту.
Показать еще

Лучшие детские электромопеды

MOTAX 1500 W

Ну что ж, раз в качестве лучшего бензинового детского мопеда у нас был кроссовый, то и сравнить его невольно хочется с мини-кроссовым собратом. Конечно, тут электричеству до бензина далеко: самый мощный в линейке электрических «Мотаксов» слабее двухтактного «полтинника», но при этом тяжелее (все 45 кг). Впрочем, в отличие от двухтактного мотора, электрический отлично тянет с самых низких оборотов – так что не стоит сразу говорить «фи», а стоит попробовать его в деле.

Зато выглядит он даже «взрослее» бензинового «миника» той же марки за счет колес разной размерности (14 и 12 дюймов, уже как на «младших» питбайках) и более мощного переднего «телескопа» перевернутого типа. Полуторакиловаттный (что эквивалентно 2 л.с.) мотор расположен в начале маятника, а не встроен в ступицу колеса, что дает сразу несколько плюсов – уменьшает неподрессоренную массу, смещает баланс мини-кроссача к центру и вниз. Хотя идеальным было бы размещение его вовсе в раме, конечно.

Под крышкой «фальшбака» можно обнаружить три регулятора. Они позволяют настраивать максимальную скорость, уровень тяги и уровень ускорения с места «аналоговым» образом, а не через бортовой компьютер, который «почти настоящему» кроссачу как-то и неуместен (предусмотрена только индикация заряда аккумулятора рядом с ручкой газа). «Детской защиты» у крышки, однако, нет – так что выкрутить все на максимум ребенку ничто не помешает, учтите.

К сожалению, емкость аккумулятора производителем не приводится – только скупая фраза о «запасе хода до 30 км».

Основные плюсы:
  • Уже вполне «взрослая» подвеска для детского «миника»
  • Мощный мотор
  • Настройка ограничения скорости, тяги и ускорения
Минусы:
  • Немаленький вес
  • Ограниченный запас хода
MOTAX 1500 W
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Игрушка? Не сказал бы. Кататься уже можно не только по сухим грунтовкам.
Показать еще

WHITE SIBERIA MUXA 1300W

Мини-кроссом мы рейтинг лучших мопедов и закончим. «Миник» от White Siberia дешевле, но и значительно проще – чего стоит только однотраверсная передняя подвеска с классическим «телескопом» против «перевертыша» в двух траверсах. Меньше и мощность мотора, но и 1300 Вт тут для ребенка более чем адекватны. Из настроек присутствует только регулятор тяги, расположенный очень неудачно – внизу рулевой колонки. В этом плане «Мотакс» продуман значительно лучше.

Емкость штатного аккумулятора – 12 ампер-часов. Это, по данным производителя, обеспечивает дальность хода в 25-40 км: но, раз уж 10-дюймовые колеса обуты в «зубастые» шины, на практике это будет очень сильно зависеть от того, по чему именно они будут ехать. Не по ровному асфальту же кататься?

Благодаря вынесенному почти перед самым маятником мотору у электромопеда хорошая развесовка и нет «лишней» неподрессоренной массы заднего колеса. Оба тормоза – дисковые, с механическим приводом. И, с нашей точки зрения, именно эта более простая и дешевая модель в линейке White Siberia все же интереснее, чем их же мини-кросс Sochi – тот, конечно, внешне красивее и имеет фару головного света, но дороже, тяжелее и при этом имеет полностью ту же электрику (правда, вилка уже на двух траверсах, как положено).

Основные плюсы:
  • Мощность мотора
  • Центральное расположение двигателя
  • Дисковые тормоза
Минусы:
  • Вилка «скутерного» типа, на одной нижней траверсе
  • Отсутствие грязезащиты заднего амортизатора
WHITE SIBERIA MUXA 1300W
8.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Забавная мопедка – хотя, конечно, размеры совсем детские, но сыну реально нравится.
Показать еще

Как выбрать хороший мопед?

Раз уж из-за того, что множество вроде бы разных марок мопедов сейчас фактически расшифровывается как «множество вариантов Альфы или Дельты», а все связанные с ними технические вопросы на профильных форумах и блогах расписаны многократно и подробно, то еще раз расписывать подетально «на что смотреть, куда глядеть» не стоит – учтите, однако, по возможности опыт не «альфоводов» как таковой, а желательно по конкретной марке/модели. Разброс качества у китайцев бывает серьезным, да и уровень рандомности оного в серии тоже. Если нет навыков ковыряния проводки, то стоит смотреть в первую очередь на это: винты-то крутить многим проще, а вот путаница расползающихся проводов иногда и автора заставляла перейти на боцманский лексикон. Вообще, при адекватном обращении «китаец» досаждать будет в первую очередь именно отходящими контактами, хлипкими переключателями и иже с ними, как автор помнит по опыту из времен работы в мотосервисе – и вряд ли что-то серьезно в этом плане изменилось и сейчас.

Для электропривода это особенно критично: хотя сам электромотор на порядок проще и потенциально надежнее бензинового двигателя со сцеплением, коробкой передач и карбюратором, внимательно оцените количество отзывов по отказам контроллеров и жлоб на негерметичную проводку (тут, конечно, проще, чем с электросамокатами, но все равно).

Удачной покупки и приятных поездок!

Комментарии