20 лучших мотоблоков

Личному хозяйству – малая механизация!

Имея собственное хозяйство, обойтись без механических «помощников» трудно – даже маломощный мотоблок способен облегчить множество работ, причем самым нестандартным способом: например, установив на вал отбора мощности помпу, можно быстро накачать воду из колодца или, наоборот, осушить канавы или кессон. Неудивительно, что часто в деревнях можно увидеть самые сумасшедшие конструкции, которые по примеру вархаммеровских орков собираются буквально из того, что было лишнего под руками.

Однако сегодня мы будем разбираться не с тем, как собрать мотоблок, а что можно и нужно купить в магазинах в 2025 году.

Как составлялся рейтинг лучших мотоблоков

Прежде всего, заметим, что мы не преследуем рекламных целей. Все предложенные к вашему рассмотрению агрегаты отбирались беспристрастно, по принципу — «как для себя».
Критерии выбора:

  • Мнение владельцев аппаратов учитывалось в первую очередь. Мы посчитали, что это самый верный путь при получении ответа на вопрос: «Какой хороший мотоблок, а возле какого лучше пройти в магазине мимо?». Практикам веры больше, чем продавцам-рекламщикам. Но тут есть и другая сторона медали — по отзывам владельцев в рейтинг лучших имели шанс попасть только уже достаточно распространенные и популярные бензиновые и дизельные мотоблоки, а качественные новинки могли остаться незамеченными. Как мы поступили? См. следующий пункт.
  • Изучение технических характеристик позволило выявить моноблоки, уже доступные на рынке аграрной техники в России, но которые еще мало используются гражданами. В таких случаях мы проводили мониторинг подобной продукции фирмы, на которую уже имеются отзывы и экстраполировали результат на описываемую модель. Т.е., практически, оценивали реноме, которое компания заработала себе ранее. Кроме того, анализировались отзывы на зарубежных сайтах.
  • Функциональность и цена — оценка этого дуэта параметров позволила исключить из ТОПа мотоблоки, которые «не вписываются» в современные российские реалии, а именно модели со стоимостью, сопоставимой с ценой нового автомобиля, но с вполне обычным функциональным набором.
  • Доступность приобретения — нет смысла описывать мотоблок, который невозможно купить в нашей стране. Для таких изделий существуют зарубежные каталоги.

Для удобства классификации мотоблоки можно разделить на следующие группы:

  • Легкие мотоблоки имеют моторы мощностью не более 4-5 лошадиных сил, чаще всего моторная передача и одновременно сцепление у них – это клиноременная передача. Основное назначение – работа с фрезами, дополнительная навеска подключается вторым ремнем, если на ведущем шкиве есть несколько ручьев. Большую нагрузку в виде плуга они не потянут даже с утяжелителями, на тяжелом грунте будут перегреваться. Такой мотоблок – хороший выбор для небольшого хозяйства, где нужна техника серьезнее культиватора, но тяжелая работа в больших объемах не предполагается.
  • Средние мотоблоки уже и мощнее, и тяжелее. В этом классе можно встретить не только модели с многоступенчатой трансмиссией и реверсом, но и дизельные модели, которые пускай и дороже, но при частом использовании выгоднее по расходу топлива. Моторная передача чаще прямая – а это дает возможность подключения активной навески на вал отбора мощности.
  • Тяжелые мотоблоки полностью оправдывают свое название – их масса превышает 150 килограммов (а то и зашкаливает за 3 центнера, как у Profi PR 1040E и его одноклассников), поэтому они без дополнительного утяжеления могут тянуть плуг, перевозить груженые телеги – а моторы мощностью 10-13 л.с. прекрасно справляются с этой нагрузкой. Учитывая габариты и вес подобных аппаратов, в трансмиссии появляется дифференциал – развернуть такую технику на одном колесе, как легкие мотоблоки, уже не получится. Часто можно встретить и пониженную передачу в редукторе.

Лучшие (по отзывам экспертов и покупателей) модели мотоблоков 2024 - 2025 года — в нашем рейтинге.

Рейтинг лучших мотоблоков – Топ 20

Лучшие средние бензиновые мотоблоки
1 КаДви Угра НМБ-1Н14 9.8 / 10
2 Интерскол МБ-100/7 9.4 / 10
3 Champion BC1193 9.3 / 10
4 Нева МБ2- ZS (GB225) 9.2 / 10
5 Зубр МТБ-400 9.1 / 10
6 Patriot Урал 9.0 / 10
7 Ресанта МБ-15000-12 8.9 / 10
8 Hyundai T 1300 8.8 / 10
9 Агат Л-6,5 8.5 / 10
Лучшие легкие недорогие бензиновые мотоблоки
1 Huter МК-7000С 9.0 / 10
2 Steher GT-300 8.9 / 10
3 Мобил К МКМ-4 Комфорт 8.9 / 10
4 Парма МБ-04-7,0 8.8 / 10
5 Победа АК 23 8.7 / 10
Лучшие средние дизельные мотоблоки
1 Champion DC1163E 9.3 / 10
2 PATRIOT Boston 6D 9.2 / 10
Лучшие тяжелые бензиновые мотоблоки
1 Беларус 012WM 9.6 / 10
2 Зубр МТШ-700 9.1 / 10
3 HUTER МК-17000P 8.8 / 10
Лучшие тяжелые дизельные мотоблоки
1 Patriot Boston 12DE 9.6 / 10
2 Champion DC1193E 8.9 / 10

Лучшие средние бензиновые мотоблоки

Открывает наш топ лучших мотоблоков КаДви Угра НМБ-1Н14. Мотоблоки производства ПАО «Калужский двигатель», как у нас водится, стали «гражданским довеском» к продукции предприятия ОПК. И серия «Угра», выпускающаяся с 2009 года, уже успела себя хорошо зарекомендовать и завоевать популярность. Всего на 2025 год (последняя публикация детализации на момент написания) завод предлагал 10 модификаций линейки НМБ-1, отличающихся в том числе и применяемыми двигателеми – это Lifan и его "переклейки" КаДви разной мощности. Для нашего рейтинга мы выбрали одну из самых популярных модификаций, оснащенную широко распространенным 9-сильным мотором Lifan 177F, скопированным с «Хонды» (увы, оригинальный Honda GX270 фирма как вариант не предлагает).

75-килограммовый (что формально требует отнести его скорее к легким, но конструктивно он все же типичный средний!) мотоблок штатно оснащен пневматическими колесами с колеей 400 мм либо фрезами с шириной захвата до 1085 мм, имеет многодисковое металлокерамическое сцепление в масляной ванне и шестеренчатый редуктор. Коробка передач имеет три скорости вперед и одну – заднего хода, обходясь без пониженного ряда (первая передача достаточно «короткая»). Имеется вал отбора мощности, позволяющий использовать множество видов навесного, включая, например, даже полноприводный адаптер АМПК, превращающий мотоблок в мини-трактор. А это делает его действительно уникальным – для прочих мотоблоков есть только тележки, не дающие привода на вторую ось.

В работе мотоблок показал себя надежным и неприхотливым, хотя, конечно, утяжелители ему еще как полезны. Большой перечень совместимого навесного делает его настоящим универсалом – так что можем смело дать ему заслуженное первое место рейтинга.

Основные плюсы:
  • Выбор двигателей
  • Возможность конверсии в полноприводный мини-трактор
  • Обилие навесного оборудования
  • Надежное многодисковое сцепление
Минусы:
  • Недостаточный для этой мощности вес, утяжеление для работы с фрезами необходимо
КаДви Угра НМБ-1Н14
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Простой и надежный – большего от него и не требуется. Мотор тянет отлично.
Показать еще

Интерскол МБ-100/7

В линейке мотоблоков «Интерскол» этот – не только самый мощный, но и единственный с продольной компоновкой и, соответственно, оснащенный надежным многодисковым сцеплением в масляной ванне вместо ременного. При весе в районе центнера (в зависимости от конфигурации сборки) он имеет мощность 7 л.с., коробка передач с двумя скоростями вперед и 1 назад собрана в чугунном картере, «нога» - шестеренчатая (конические пары сверху и снизу). Это обеспечивает и надежность, и возможность толкать мотоблок с выжатым сцеплением, в отличие от червячных редукторов.

Все управление полностью находится на руле, что удобно при маневрировании. В конструкции предусмотрен задний вал отбора мощности с диаметром 23 мм для активного навесного. Сама фирма не предлагает какой-либо навески в перечне опций, придется подбирать совместимую.

В комплекте мотоблока идут пневматические колеса 4,00-10 и фрезы (з группы по 4 ножа на сторону), обеспечивающие обработку метровой полосы. За счет солидной массы мотоблок хорошо справляется без утяжелителей.

Основные плюсы:
  • Надежность мотора, сцепления и трансмиссии
  • Полностью шестеренчатая трансмиссия
  • Солидный вес
  • Задний вал отбора мощности
Минусы:
  • Только 2 скорости переднего хода
Интерскол МБ-100/7
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Конструкция посерьезнее, чем у обычных МБ такого класса – ни тебе цепи, ни ремней. А это хороший плюс к надежности.
Показать еще

Если бы не среднее качество сборки, которое у китайских «Чемпионов» уже давно известно, этот мотоблок мог бы претендовать на большие баллы рейтинга. Задуман-то он как надо – продольный девятисильный мотор G270HK, у которого к тому же легко можно добраться до клапанов и свечи зажигания, сухое сцепление, задний вал отбора мощности, прочные картеры коробки и редуктора. Вес у мотоблока – ни много ни мало 147 кг. Вот здесь бы точно не помешала «понижайка» - включай и цепляй плуг, но, увы, коробка передач обычная, «две вперед, одна назад».

Мотор сконструирован грамотно, даже имеет маслосъемный колпачок на впускном клапане – редкая вещь для двигателей такого класса, тем более китайских. Клапана регулировать удобно, по ресурсу ЦПГ особых претензий у нас нет – вполне среднестатистический. И даже сливная пробка – о чудо! – расположена там, куда удобно подносить емкость для слива отработки.

Все хорошо? Тогда давайте добавим и ложку дегтя. Качество крепежа ожидаемо низкое – везде, где только можно (но не всегда нужно), поставили дешевую «сыромятину». Учтите это и не усердствуйте с затяжкой. Спирально-конические шестерни в редукторе с завода часто плохо отрегулированы – недаром даже в инструкции по эксплуатации есть отдельный раздел, описывающий процедуру регулировки зазора. А настраивается он регулировочными прокладками, которые еще попробуй найди. Так что, как ни крути, а мотоблок этот явно рассчитан на рукастого владельца, которому повозиться с техникой если и не в удовольствие, то хотя бы не в тягость.

Основные плюсы:
  • Удачное сочетание мощного двигателя и приличной массы самого мотоблока
  • Сухое многодисковое сцепление вместо ременной передачи
  • Задний ВОМ
Минусы:
  • Не лучшее качество сборки
Champion BC1193
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Протянул как надо, масло залил – заводится легко, тянет как надо! Только пониженной не хватает, вот бы «трактор» вышел.
Показать еще

Первый мотоблок этого семейства вышел еще аж в 1989 году, так что вряд ли кому нужно представлять «Неву». Сейчас по понятным причинам ЗАО «КО-Нева», выпускающее эти мотоблоки, не предлагает версии с моторами Honda, Yamaha и Briggs&Stratton – на момент написания в каталоге фирмы для этой модели предлагается только 7,5-сильный Zongshen GB225. Впрочем, мотор весьма приличный – как-никак, Zongshen является одним из крупнейших производителей мототехники в Китае, даже замахнувшимся как-то на «Париж-Дакар» (правда, в 2017 году Zongshen ZX 450 конкуренции «Ямахам», «Хондам» и «КТМ» не составили, четыре из пяти сошли на втором этапе, последний – на четвертом). Более того – по объемам производства конкретно двигателей такого рода фирма и вовсе уступает только «Хонде» и Briggs&Stratton, занимая третье место в мире.

Но вернемся к мотоблоку. В выбранной нами версии он укомплектован шестеренчато-цепным редуктором и коробкой передач с двумя скоростями вперед и одной назад, а за счет возможности выбора передаточного числа моторной передачи перестановкой ремня на шкивах (штатно он дает «пониженные» скорости, при перестановке получаем «повышенные»). Ведущий шкив, таким образом, имеет три ручейка – два для выбора передаточного числа, третий – для отбора мощности активной навеской.

Также предлагается более дорогая версия с редуктором «МультиАгро», имеющим дополнительную скорость переднего хода. Кроме того, в этом случае доступна разблокировка колес – в версии с «классическим» редуктором разблокируется только левое, соответствующим рычагом на руле. Руль, кстати, собран из двух половинок с независимой регулировкой.

Штатно мотоблок комплектуется колесами и 4 фрезами, на легких почвах допускается по инструкции установка до 8 фрез.

Основные плюсы:
  • Проверенная и хорошо известная конструкция
  • Неплохой двигатель
  • Шкив отбора мощности на переднее навесное
Минусы:
  • Редуктор традиционно требует обкатки, «из коробки» переключая скорости с приличным усилием
Нева МБ2- ZS (GB225)
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Вполне рабочая машинка. Все «болячки» редуктора хорошо известны, мотор традиционно скопирован у японцев «как есть».
Показать еще

При сборке этого мотоблока используются 7-сильный мотор на 212 куб.см., «перебрендированный» фирмой под себя, и шестеренчато-цепная (увы) трансмиссия с тремя скоростями переднего хода и одной – заднего, без «понижайки» перестановкой ремня: ведомый шкив – одноручейковый, а на переднем второй ручеек предназначен только для навесного оборудования.

При сборке стоит сразу проверить затяжку всех болтов, да и не помешает заменить наиболее ответственные: качество метизов и заводской сборки с покраской типично «зубровское». Сварка тоже вызывает нарекания у владельцев – так что в первую очередь это техника для людей с руками, хорошим набором инструмента и сварочным инвертором хотя бы у соседа. Что в целом ожидаемо для бюджетного мотоблока и касается не только «Зубров». Сошник тоже стоит переделать – он слабоват, да еще с лета 2021 года больше не комплектуется колесами (хотя на рекламе и на фото в интернет-магазинах они, конечно, остались – имейте в виду!).

В целом же мы получаем тяговитый мотоблок, 81 кг массы которого вместе с утяжелителями позволят эффективно обрабатывать полосу до 85 см шириной. Наличие третьей скорости позволит на нем и ездить с телегой при необходимости: «бегает» в этом случае мотоблок довольно шустро.

Также мотоблок выпускается в версии МТБ-400У, отличающейся установкой колес «Вездеход» — это фирменное название для пневматиков 19х7-8D, в то время как МТБ-400 оснащается колесами 4.00-8. Конструкция крыльев также отличается, что, однако, не мешает устанавливать такие колеса и на обычный МТБ-400.

Основные плюсы:
  • Привод зубчатым клиновым ремнем, а не обычным клиновым
  • Мощный и тяговитый мотор
  • Три скорости переднего хода
  • Подключение активной навески
Минусы:
  • Слишком часто требует доведения до ума за заводчанами
  • Цепь в редукторе
Модели в линейке:
Зубр МТБ-400
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Первые пару лет приходилось подшаманивать, но в итоге получился надежный рабочий аппарат.
Показать еще

Patriot Урал

Далее в рейтинге лучших мотоблоков – Patriot Урал. Эта серия мотоблоков собирается в Новосибирске фирмой «Патриот НСК» (ранее – ООО «Тулс Продакшн») с использованием перебрендированного китайского мотора P175FC (7,8 л.с.). Редуктор собран в чугунном картере, первичная передача имеет две пары рабочих ручейков – таким образом с учетом возможности перестановки ремня мы получаем 4 варианта скоростей переднего хода и 2 – заднего. На версии «Урал М» установлена более сложная трансмиссия с 3 скоростями переднего хода (итого 6 вперед и 2 назад), также в продаже есть несколько модифицированные мотоблоки «Урал 2» и «Урал М2» с теми же моторами и трансмиссиями.

Штатно мотоблоки всех версий сейчас комплектуются широкими пневматиками Extreme (19х7,0-8D), сошником и фрезам, обеспечивающими ширину вспашки 90 см. Вес мотоблока – чуть более центнера.

Нареканий, увы, хватает, что однозначно относит этот мотоблок в категорию «для людей с руками». Подшипники на заводе, как и сальники, ставятся откровенно дешевые, есть вопросы и к качеству сварки. Так что баллы рейтинга придется урезать – возиться с новым мотоблоком интересно не всем.

Основные плюсы:
  • Мощный мотор
  • Подключение передней навески
Минусы:
  • Слишком «быстрая» задняя скорость
  • Вопросы к качеству комплектующих и сборки
Patriot Урал
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Машинка рабочая, но повозиться придется – подшипники, например, уже через сезон поменял на SKF.
Показать еще

Ресанта МБ-15000-12

Это – наиболее мощная модель мотоблоков под маркой «Ресанта», оснащенная 15-сильным мотором. Собственно, по конструкции и комплектации она отличается от предыдущей MБ-13000-12 только мотором.

Компоновка – продольная, так что активная навеска подключается на задний вал отбора мощности (его диаметр – 18 мм). Редуктор собран в чугунном корпусе и имеет традиционную конструкцию с 2 скоростями переднего хода и 1 заднего. В комплекте идут пневматические колеса 5,00-12 и фрезы с шириной обработки 140 см.

Качество сборки – типично китайское (хотя изготовителем по сертификату числится российская фирма, но комплектующие-то все понятно откуда). Как минимум протяжку после покупки нужно выполнять обязательно. Также отметим, что «фирменного» навесного для мотоблоков этой марки не существует в природе – впрочем, благодаря широкой унификации «китайцев» и российским умельцам подобрать сюда можно хоть помпу, хоть комплект «ВОМ/шкив» для подключения переднего активного навесного.

Основные плюсы:
  • Мощный мотор
  • Прочный чугунный картер редуктора
Минусы:
  • Типично китайское качество
Ресанта МБ-15000-12
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Классика – «купи и доработай», но при покупке китайского мотоблока к этому нужно быть готовым.
Показать еще

Мотоблок оснащается двигателем IC210 мощностью 7 л.с. и трансмиссией в чугунном редукторе – но, к сожалению, привод на колеса идет цепью, а не валом с конической парой шестерен. Это стоит учитывать при выборе, если техника ищется под более-менее высокие нагрузки.

Коробка передач – самая простая, с двумя скоростями вперед и одной задней. Предусмотрен ВОМ для активного навесного, но его диаметр – 14 мм, так что для распространенной «навески» придется подбирать или точить на заказ переходник. Фирма (точнее, китайский подрядчик, использующий корейский бренд по лицензии) обделила мотоблок «родным» навесным: если для Вас вопрос ассортимента оснастки по принципу «купил и поставил», а не «подобрал похожее на дело и доработал» принципиален, то стоит обратиться лучше к конкурентам. Отсюда и низкий рейтинг.

Основные плюсы:
  • Хороший мотор
  • Наличие ВОМ…
Минусы:
  • …но нераспространенного диаметра
  • Цепной привод оси
Hyundai T 1300
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Использую в основном с фрезами, так что штатной комплектации хватает.
Показать еще

А вот и классический вариант «просто и недорого». Мотоблоки линейки «Агат» выпускают в Ярославской области, на Гаврилов-ямском заводе АО ГМЗ «Агат», куда было передано производство изначальных «Салютов» (производившихся в виде «гражданского довеска» авиазаводом АО «ММП имени В. В. Чернышева» в Москве). Собственно говоря, даже в инструкции к мотоблоку до сих пор написано «Салют-5».

Модель Л-6,5, как нетрудно при желании догадаться, комплектуется 6,5-сильным двигателем «Лифан» модели 168F-2 (196 куб.см., 10 Н*м крутящего момента). Он через ремень соединен с шестеренчатым редуктором, имеющим две скорости переднего хода и одну – заднего, плюс все передаточные числа «хором» можно поменять, перебросив ремень на ручейках шкивов. На первой скорости со штатными колесами мы получаем 2,8/3,5 км/ч, на второй – 6,3/7,8 км/ч. Задняя скорость ниже первой – 2,0/2,5 км/ч.

Смена передаточного числа моторной передачи достаточно муторная – нужно переворачивать ведущий шкив, переставляя ремни на вторую пару ручейков. Причем шкив закрыт спереди кожухом, и «по-обычному» активная навеска здесь не подключается (хотя умельцы просто приспособились накидывать ремень на один из свободных ручейков, снимая кожух моторной передачи совсем). Вместо этого Вам, как решил производитель, придется открутить справа кожух дополнительного шкива, находящегося на одной оси с ведомым, развернуть руль на 180 градусов и включить задний ход – конструкция, мягко говоря, перемудренная, к тому же превращающая мотоблок при работе с активным навесным в односкоростной.

Ключевым отличием «Агатов» от «Салютов» изначально стала установка рукояти переключения передач на самой трансмиссии. Это, конечно, упрощало конструкцию и делало переключение более внятным (плюс позволяло без проблем разворачивать руль назад), но все-таки при основном объеме работ, когда мотоблок работает на переднем ходу, было менее удобным. Так что появилась и версия Агат Л-6,5П, где рычаг переключения вынесли тягой вверх – увы, руль при этом уже не повернуть.

Также отметим, что количество жалоб на качество продукции завода прилично возросло. Конечно, стремление удержать доступную цену похвально, но сильно расслаблять контроль качества не стоит.

Основные плюсы:
  • Простая и надежная конструкция
  • Приличная тяга двигателя
  • Обработка полосы до 80 см
Минусы:
  • Неудобство смены передаточного числа и подключения активного навесного
Агат Л-6,5
8.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хоть «Агатом» назови, хоть «Салютом» - просто рабочая лошадка.
Показать еще

Лучшие легкие недорогие бензиновые мотоблоки

К сожалению, на легких мотоблоках производители так и норовят прикрепить заднее сцепное устройство прямиком к картеру трансмиссии. Нет, конечно, так оно проще, да и крепиться туда должен, по идее, только сошник… Но мы же все прекрасно понимаем, что очень многие владельцы мотоблоков стремятся «взять от них все», тем более при наличии тяговитого семисильного двигателя. В общем, если Вас так и преследует мысль прицепить к этому мотоблоку тяжелую телегу – учтите, мы предупреждали. Или стоит сразу переделать сцепку, благо при наличии сварочника, электродрели, болгарки и куска швеллера это нетрудно (и чего уж там – именно бюджетные мотоблоки частенько приходится «допиливать» так, что на гарантию все равно можно сразу плюнуть).

Максимальная ширина обработки у «Хютера» - аж метр, что при весе в 72 кг явно потребует устанавливать утяжелители, иначе мотоблок будет очень сильно пытаться выпрыгнуть из грунта. Сцепление у него на двух ремнях, плюс имеется шкив отбора мощности для передней активной навески. А вот транспортировочное колесо «зажали», хотя зато спереди привинтили транспортировочную ручку – уж лучше бы, знаете ли, наоборот.

А вот передаточные числа здесь на первой и второй передаче подобраны не очень удачно – собственно говоря, мотоблок Huter можно считать двойником старой «Калуги», до получения ей более тяговитой первой скорости.

Сейчас «семитысячный» продается в нескольких комплектациях – мы взяли самую доступную, которая идет только с фрезами. Доплатив, Вы можете взять Huter МК-7000P (фрезы и колеса 4х8), МК-7000P-10 (фрезы и колеса 4х10), МК-7000P BIG FOOT (фрезы и колеса 19х7-8). Стоит отметить путаницу – немногим ранее наличие колес обозначала буква «М» в маркировке, а не «Р».

Основные плюсы:
  • Семисильный двигатель
  • Шкив отбора мощности
  • Два приводных ремня
Минусы:
  • Высоковата первая передача
  • Не самая удачная конструкция фрез
  • Конструкция требует доводки
Модели в линейке:
Huter МК-7000С
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Брал в первую очередь из-за мотора, остальное дошаманил. Раму, например, однозначно нужно усиливать.
Показать еще

Еще один «типа немец» по сертификату числится за тем же самым офисом из Павлово, что и Denzel, владелец же торгового знака – некое московское ЗАО. В общем, Вы уже могли догадаться, что куча разного инструмента у нас в магазинах не просто похожи, но по факту и торгуют им под разными названиями одни и те же люди. Контрольный выстрел: инструкция, прилагающаяся к мотоблоку, предписывает использовать только оригинальные запчасти марки… «Зубр». Кто-то, кажется, забыл подредактировать общий шаблон.

78-килограммовый мотоблок использует семисильный мотор в 212 кубических сантиметров. И мотор, и вес вплоть до килограмма, и конструкция совпадают как раз с «Зубр МТБ-300», однако в обличье Steher’а мотоблок нам показался более удачным – выгнутые, а не плоские крылья, легкий доступ к натяжному ролику приводного ремня (и более простой контроль состояния этого самого ремня). А вот качество сборки, увы, ничуть не лучше «зубровского»: а куда деваться, если все «разлито из одной чашки»?

Так что скажем просто: если Вы нацелились на нечто подобное, то не ломайте голову – если в магазине стоит МТБ-300, берите его, если есть GT-300 – то его. Принципиальной разницы нет. А вот, если Вам принципиально не нужны колеса, то выгоднее будет покупка Steher – в каталоге этого бренда есть удешевленный вариант GT-300L, комплектующийся только фрезами. «Зубры» же идут всегда и с колесами тоже (а в варианте МТБ-300У – еще и с колесами повышенной проходимости).

Основные плюсы:
  • Неплохой двигатель
  • Шкив отбора мощности
  • Контроль состояния и натяжения ремня без снятия кожуха
Минусы:
  • Типично «китайское» качество сборки – потребует приложения рук в большинстве случаев
Модели в линейке:
Steher GT-300
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Использую не очень часто, поэтому особо дорогой не стал брать. В основном доволен, мелкие недоработки устранил сам.
Показать еще

Мобил К МКМ-4 Комфорт

Мотоблоки типа МКМ-4 изначально собирались в трех сериях («Комфорт», «Про» и «Премиум»), отличавшихся в первую очередь выбором моторов. Если на «Комфортах» ставились самые доступные моторы китайских фирм (Lianlong, Weima и так далее), то на «Про» уже были доступны Honda и B&S, а «Премиумы» полностью комплектовались только «фирменными» моторами. По понятным причинам сейчас двигатели Honda, Subaru и так далее чувствительно поднимают цену, так что упрощенные «Комфорты» однозначно выглядят привлекательнее всего.

Возьмем вариант с 7-сильным мотором «Мобил К Комфорт 170F» (перебрендированный Lianlong). Мотоблок будет достаточно тяговитым, хотя и с компромиссным весом 67 кг. Если часто потребуется транспортировка – это плюс, но при работе однозначно нужны утяжелители. Редуктор – шестеренчато-цепной, с двумя скоростями вперед и 1 назад, первичная передача – с двумя парами рабочих ручейков (итого имеем 4+2, причем с приличной разницей в наборах передаточных). В комплекте идут пневматические колеса 4.00х8 и фрезы с шириной обработки 75 см (дополнительные секции и ножи, позволяющие за один проход пройти полосу в 1070 мм, доступны только в комплектациях «Премиум»).

Мотоблоки имеют неплохой баланс, управление скоростями не вынесено на руль, что пускай и менее удобно, но зато рычаг работает четко. Рычажно-резьбовой зажим руля позволяет быстро повернуть руль в нужное положение и надежно зафиксировать его без использования инструмента.

По возможности, конечно, мы бы посоветовали поискать комплектацию с «фирменными» моторами, их можно найти. Тот же Lianlong – не что иное, как китайский близнец китайского же «Лифана», по ресурсу он не идеален. Традиционно качество заводской сборки также требует контроля.

Основные плюсы:
  • Второй ряд передаточных чисел
  • Отбор мощности на активную навеску
Минусы:
  • Типичные для «китайцев» этой ценовой категории, даже если отверточная сборка – российская
Мобил К МКМ-4 Комфорт
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Обычный мотоблок, не лучше и не хуже других.
Показать еще

В выбранном нами варианте мотоблок комплектуется как фрезами с шириной обработки до 850 мм, так и стандартными пневматическими колесами 4х10. С доплатой Вы можете также взять комплектацию МБ-04-7,0К на широких колесах 19-7.00х8.

Мотор в обоих случаях будет одинаковым – Carver EX210 (что неудивительно, поскольку обе торговых марки принадлежат одной фирме, да и собирает их одно и то же ПАО «КАДВИ»). Его рабочий объем – 212 «кубиков», мощность – 7 л.с. Трансмиссия – типичная для легких мотоблоков, с цепью в «ноге», двумя передачами вперед и одной назад. Ведущий шкив имеет отдельный ручеек отбора мощности.

Вес мотоблока вполне типичный для этого класса – 77 кг (с широкими колесами – 82 кг). В работе мотоблок надежен, но до этого пару ругательств Вам все же придется вспомнить: конструкторы особо не заморачивались мыслями о том, как этот мотоблок будут потом собирать, а собирать его придется именно покупателю. Доступ к крепежу местами практически никакой, так что повозиться придется.

Основные плюсы:
  • Неплохой двигатель
  • Шкив отбора мощности
Минусы:
  • Местами неудобная сборка
  • Один ремень моторной передачи
Модели в линейке:
Парма МБ-04-7,0
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Своих денег, думаю, стоит. Конструкция простая. Запчасти совместимые с кучей других похожих моделей.
Показать еще

В этом варианте мотоблок еще можно относить к легким (75 кг), а вот в варианте АК 23М, где картер редуктора вместо алюминия изготавливается из чугуна, модель уже становится ближе к «среднему классу». В обоих случаях комплектаций две – с колесами и фрезами или только с колесами (4ч8 для АК 23б 4х10 для АК 23М).

Двигатель – семисильный 170 FC с рабочим объемом 208 куб.см. Первая передача достаточно тяговитая, вторая – ровно вдвое быстрее. Предусмотрен отбор мощности на переднюю навеску.

В целом конструкция абсолютно типовая. При наличии какого-никакого опыта общения с такой техникой вопросы у Вас вряд ли возникнут. Но вот, если у Вас это – первый мотоблок, то недобрым словом помянете торгующую ими фирму уже при сборке: этот раздел инструкции написан, похоже, сугубо «для галочки», что не забывают в отзывах о мотоблоке отметить покупатели.

Из плюсов отметим большое количество совместимого навесного. Что неудивительно, марки Patriot: вообще-то первый мотоблок этой марки и назывался «Победа» (он и сейчас выпускается в обновленном варианте). Только впоследствии название было превращено в отдельный бренд, под которым, правда, и продаются-то сейчас только два мотоблока (собственно АК 23 и АК 23М).

Основные плюсы:
  • Совершенно типичная конструкция без «сюрпризов»
  • Неплохая тяга на первой передаче
  • Возможность приобретения удешевленной комплектации без колес
Минусы:
  • Практически «никакая» инструкция по сборке
  • Отсутствие передней защитной дуги
Модели в линейке:
Победа АК 23
8.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотоблок как мотоблок. Сейчас такие кто только не делает под разными марками…
Показать еще

Лучшие средние дизельные мотоблоки

«Сердце» этого 141-килограммового (что для «среднего класса» даже лишковато) мотоблока – одноцилиндровый 296-кубовый дизель D300-1HK с мощностью 5,85 л.с., сблокированный с достаточно простой трансмиссией: две скорости вперед, одна – назад. При такой конструкции, сами понимаете, с полноценными «тяжами» ему конкурировать проблематично, так что будем для объективности считать его «средним с заводским утяжелением». Предусмотрен задний вал отбора мощности.

Штатно мотоблок комплектуется фрезами (ширина обработки до 1,1 м) и пневматическими колесами 4х10. При объеме бака в 3,5 л паспортный расход горючего составляет 1.4 литра в час, таким образом, автономность вполне адекватна.

Стоит отметить, что удешевление здесь чувствуется все же – нет разблокировки колес, да и трансмиссия проще не придумаешь. А ведь тяговитому дизелю при таком весе так и просится пониженная передача – при вспахивании тяжелого грунта, например, она была бы как нельзя кстати. Впрочем, ничего подобного Champion не предлагает и на своем тяжелом мотоблоке DC1193E (что неудивительно – обе модели изрядно унифицированы).

Основные плюсы:
  • Надежный мотор с хорошим крутящим моментом
  • Наличие заднего ВОМ
  • Приличная масса позволяет работать без утяжелителей
Минусы:
  • Нет пониженной передачи
Champion DC1163E
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
По весу – скорее тяжелый. По конструкции – типичный средний. Странная вышла штука, но ради дизеля это можно и простить.
Показать еще

Пускай мощность в 6 л.с. и не выглядит особо впечатляющей, но не забывайте – перед нами дизель, не страдающий от недостатка тяги. При собственном весе в центнер мотоблок неплохо справляется с фрезами без утяжеления. Однако учтите, что по факту в магазинах можно встретить два исполнения – с задним валом отбора мощности и без него. Так что мотоблок стоит выбирать «живьем», а не заказывать через Интернет.

Сама коробка – без пониженного ряда, с самыми обычными 2 скоростями вперед и 1 назад. Переключение не совсем удобное, рычаг может показаться ватным и потребует приноровиться.

Невольно хочется обругать производителя за инструкцию – она по факту бесполезна. Так что, не имея опыта общения с дизельными мотоблоками, Вы, возможно, не раз почешете голову. А внимание при сборке нужно – заводские огрехи найдутся с немалой вероятностью, увы. Но, как ни крути, сейчас эта модель – одна из немногих именно средних дизельных (а не упрощенных тяжелых, как тот же CHAMPION DC1163E с его весом почти полтора центнера и при этом – с мотором 5,85 л.с. и коробкой без пониженного ряда). Так что в рейтинг лучших мотоблоков она попадает во многом из-за слабо выраженной конкуренции.

Основные плюсы:
  • Тяговитый мотор
  • Есть исполнения с ВОМ (вот тут внимательнее при выборе!)
Минусы:
  • Небрежная заводская сборка
PATRIOT Boston 6D
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Дизель есть дизель. По сравнению с бензиновыми идет как настоящий трактор, и прилично экономичнее.
Показать еще

Лучшие тяжелые бензиновые мотоблоки

176-килограммовый мотоблок с мотором WEIMA 188F (мощность – 13 л.с.) сделан брутальнее некуда: чугунный картер трансмиссии, дифференциал с блокировкой, мощное многодисковое сцепление. Мотоблок имеет 4 передачи вперед и 2 передачи заднего хода, с отдельным рычагом реверса, что позволит Вам полноценно использовать оснастку наподобие косилок: разворачиваете руль, включаете реверс и имеете все те же 4 передачи вперед и 2 назад. Правда, нужно отметить, что переключение передач, особенно на первых порах, жесткое и невнятное.

ОАО «Сморгонский агрегатный завод», выпускающее мотоблок (как и одноименные трактора), предлагает неплохой выбор навесного: бульбо… пардон, картофелекопалку, снегоочиститель, роторную косилку, коммунальную щетку, культиватор, окучник, навесной отвал. Единственное, чего реально не хватает – это возможности установки задней тележки, способной превратить мотоблок в мини-трактор. А если бы она была еще и приводной, с подключением кардана на ВОМ…

Основные плюсы:
  • Мощный двигатель
  • Возможность полноценной работы с передней активной навеской
  • Блокируемый дифференциал
  • Надежность
Минусы:
  • Жесткое переключение передач
Беларус 012WM
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Как и одноименный трактор – настоящая рабочая лошадка безо всяких «но». Надежный, неприхотливый.
Показать еще

Продолжает наш обзор лучших бензиновых мотоблоков Зубр МТШ-700. 13-сильный мотор в 389 «кубиков» («переклеенный» Lifan) делает этот мотоблок самым мощным в своей линейке. Через многодисковое сцепление мотор связан с собранной в чугунном картере трансмиссией, имеющей три передачи вперед и одну назад. Приводные валы – шестигранник 32 мм. В комплекте идут фрезы с максимальной шириной обработки 1350 мм, а также пневматические колеса. Предусмотрена разблокировка обоих колес по необходимости.

Для своего класса мотоблок легковат (140 кг). Так что стоит озаботиться утяжелителями – они тут точно пригодятся. В целом мотоблок мог бы получить и более высокие баллы рейтинга, если бы не огрехи заводской сборки (начиная от сварки) – по-хорошему, с ним перед началом работы придется повозиться, чтобы довести его до ума.

Основные плюсы:
  • Мощный мотор
  • «Низкая» первая скорость
  • Ширина обработки
Минусы:
  • Довольно-таки топорное качество
  • Заметная экономия на металле
Зубр МТШ-700
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Приложения рук требует, но, по большому счету, покупкой я доволен. Тянет отлично.
Показать еще

HUTER МК-17000P

Для пущей важности этот 153-килограммовый мотоблок величают нередко аж «сельскохозяйственной машиной». Ну что ж, при мощности в 17 л.с. потенциал действительно неплохой – но с «Беларусом» мотоблок сравнивать трудно.

Если «Беларус» проектировался именно как тяжелый мотоблок без всяких компромиссов, то «Хютер», как и его аналоги – это скорее средний на стероидах. Например, трансмиссия даже для хорошего среднего мотоблока простовата: 2+1, без пониженной и тем более без полноценного реверса. Таким образом, нет и возможности нормально работать с передней активной навеской, как это реализовано в «Беларусе». Кроме того, нельзя не отметить на плавающее качество сборки и особенно сварки: мотоблок, как говорится, потребует хозяина с руками и головой. А ведь стоит он не сказать, что дешево, увы…

Основные плюсы:
  • Мощный мотор
  • Неплохая развесовка
  • Высокая производительность вспашки и культивирования
Минусы:
  • Нестабильное качество: мотоблок надо выбирать внимательнее!
HUTER МК-17000P
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Тяга зверская, тут не поспоришь. Но почему всего две скорости в коробке?
Показать еще

Лучшие тяжелые дизельные мотоблоки

Patriot Boston 12DE

К сожалению, самый мощный и тяжелый дизельный мотоблок Patriot (реальный производитель – Ningbo Genin Industrial) имеет те же проблемы, что и «младшие» модели в этой линейке – делали его как утяжеленный средний, а не полноценно тяжелый. Поэтому здесь, как и у прочих «китайцев», использована примитивная трансмиссия 2+1 без разблокировки дифференциала, пониженного ряда и нормального реверса, позволившего бы использовать все передачи переднего хода для заднего, что во многих случаях весьма полезно.

По факту это – не что иное, как менее мощная старая модель 9DE, на которую установили 12-сильный двигатель на 500 «кубиков». Мотоблок оснащен электростартером, что при таком рабочем объеме – не лишнее, ширина обработки комплектными фрезами – 135 см (актуально для версии 2024 года, продукция под этой маркой в целом регулярно переделывается). Прибавив почти сто «кубиков» объема и 3 лошадиные силы, мотоблок стал и потяговитее, так что, учитывая не такую уж разницу в ценах, мы однозначно порекомендуем именно его, а не старый 9DE.

При весе 166 кг мотоблок стоит дополнительно утяжелить, благо что мотора хватает уже на серьезные работы. Предусмотрена возможность с задним навесным оборудованием, его, правда, придется подбирать: «фирменное» не предлагается, в каталоге только базовый набор (колеса, фрезы, окучники и так далее).

Вообще же хочется посетовать на то, что всю прелесть тяжелого дизельного мотоблока китайцы портят упрощением конструкции: эх, этот мотор бы да на «Беларус»…

Основные плюсы:
  • Мощный и тяговитый мотор
  • Электростартер (12-вольтовая сеть позволяет при желании, например, поставить фару)
  • Вал отбора мощности
Минусы:
  • Традиционно для «китайцев» этого класса примитивная трансмиссия
Patriot Boston 12DE
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Тянет как трактор, да и звук до боли знакомый.
Показать еще

Возьмите уже описанный выше BC1193 и замените бензиновый мотор на дизельный – вот, собственно, и получится этот мотоблок. Конечно, сочетание тяговитого дизеля Champion D420-1HK с солидной массой в 177 кг уже позволяет считать мотоблок полноценным «тяжем», но, увы, он все равно оказывается «на дне» рейтинга лучших мотоблоков.

Начнем хотя бы с того, что не изменилась коробка передач – все те же «2+1». А ведь именно на дизельном тяжелом мотоблоке скоростей желательно побольше, иначе либо тяги на низкой не хватит, либо скорости на высокой. Пониженный ряд для этого класса вообще можно считать нормой, и очень жаль, что здесь его нет.

Редуктор тоже остался прежним, то есть колеса все так же жестко закреплены на одной оси. В итоге маневрировать уже основательно неудобно – тяжелый мотоблок упорно не хочет поворачивать, здесь без дифференциала тяжело. Конечно, в итоге мотоблок вышел не самым дорогим, но расплата за эту экономию, с нашей точки зрения, великовата. Поэтому – однозначно последнее место в рейтинге.

Основные плюсы:
  • Хорошего качества дизельный двигатель с приличной тягой
  • Электростартер
Минусы:
  • Нет дифференциала
  • Мотоблоку явно не хватает скоростей в коробке передач
  • Высоковат уровень вибрации и шума
Champion DC1193E
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
За свои деньги мотоблок меня устраивает: солярки ест немного, тянет как трактор. Вот поворачивать, конечно, ад, особенно на пахоте.
Показать еще

Как выбрать лучший мотоблок?

Начните с двигателя – если выбирать бензиновый мотоблок, то в приоритете будут брендовые нижневальные моторы (Honda GX, Briggs&Stratton, Subaru-Robin), верхневальные моторы Subaru тоже неплохи, но сложнее в обслуживании; дешевы, но достаточно надежны китайские клоны – Lifan, Kipor. Если вопрос цены стоит остро, то придется выбирать уже из полного китайского «ноунейма», который или не имеет маркировки вообще, или маркируется уже сборочной фирмой под своим названием.

Дизельный мотоблок лучше выбрать, если предстоит большой объем тяжелых работ, так как у них выше крутящий момент, больше ресурс, а расход топлива ниже. Подавляющее большинство доступных на нашем рынке моделей оснащается «чистокровно китайскими» моторами, но в двигателях Lifan и Kipor вновь явно прослеживаются японские «корни».

Что же касается моторной передачи, то выбор есть только в среднем классе: легкие мотоблоки за исключением нескольких редких моделей имеют ременную передачу, тяжелые же имеют только прямую с дисковым сцеплением. Для среднего мотоблока лучшим выбором будет прямая, но есть и много удачных моделей, использующих ремни распространенных типоразмеров: если нет принципиальной необходимости в установке задней навески на вал отбора мощности, то такой мотоблок будет более выгоден по цене.

Что же касается редуктора, то есть три варианта:

  • Цепной– самый дешевый и простой, но цепь со временем растянется и потребует замены, а для этого придется разбирать «ногу» мотоблока. На дешевых китайских мотоблоках ее лучше сразу заменить отечественным аналогом.
  • Червячный редуктор прочен и компактен, но его главный недостаток – в отсутствии свободного хода, катить такой мотоблок нельзя, при выжиме сцепления колеса тут же «встают колом». Использовать мотоблоки с такими редукторами можно только для пахоты, перевозить грузы на телеге по дорогам просто опасно.
  • Шестеренчатый редуктор дороже всего, ведь в его «ноге» целый набор шестерен, а в корпусе под них точно расточены посадочные места. Зато при его эксплуатации достаточно поддерживать нужный уровень трансмиссионного масла.

Некоторые мотоблоки используют комбинированные схемы, например, шестеренчато-цепные редукторы (цепь протянута вдоль корпуса, чтобы обойтись без дорогостоящего набора шестерен, но завершается понижающей зубчатой парой, разгружающей цепь и уменьшающей ее износ) или сочетание шестеренчатого привода колес и червячного – отдельного выхода на фрезы. Но это скорее экзотика, распространенные модели основаны на традиционной кинематике.

Совет: если есть возможность, перед покупкой осмотрите основные узлы мотоблока, оцените визуально качество сборки и покрытия. Иногда недокрученный болт поможет больше узнать о надежности аппарата, чем ворох изученной литературы.

Удачной Вам покупки и богатого урожая!

Комментарии