13 лучших мотособак (мотобуксировщиков)

Если вы охотник, рыбак, работник лесного хозяйства или просто любитель путешествовать, то вы точно мечтали о том, что было бы неплохо добраться до места назначения быстрее, а поклажу кто-либо за вами тащил. Народы Севера давно приспособили для этих целей собак. Но идея использовать вместо собак мотор всегда тревожила ум человека. Так родились мотобуксировщики, или мотособаки. Лучшие мотобуксировщики, представленные на российском рынке в 2024 году — в нашем рейтинге, составленном с учетом мнений экспертов и отзывов владельцев.

Информация для рекламодателей
Рейтинг составлен на основе мнения редакции ЭкспертЦен.
По вопросам размещения рекламы заполните эту контактную форму
Ваша компания уже в рейтинге? Нажмите сюда

Родина мотобуксировщиков, как и снегоходов современной компоновки – это Канада, где большие пространства и весьма близкий к нашему климат невольно способствовали механизации зимнего передвижения. Однако, если современные снегоходы и по сложности, и по комфорту далеко шагнули вперед, то мотобуксировщики так и остаются очень простыми конструктивно, зато и дешевыми аппаратами.

Еще первые модели, вышедшие за рамки полной кустарщины (Hus Ski Snow Traveller, Bolens Hus Ski) заложили использующуюся до сих пор компоновку: простой бензиновый двигатель от генератора, центробежное сцепление и широкая гусеница. Кстати, и корни термина «мотособака» оттуда же: само название Hus Ski отсылает одновременно и к лыжной езде, и к известной породе собак. В нашей же стране мотобуксировщики долгое время строились лишь гаражными мастерами по чертежам из «Моделиста-Конструктора», но сейчас на рынке хватает и заводских моделей. Правда, зачастую эти «заводы» - чуть подросшие цеха тех же кустарей, зато максимальная унификация с доступными комплектующими здесь только в плюс: двигатель – обычно очередной клон классической Honda GX, множество запчастей – от старого доброго «Бурана» и так далее.

Несомненно, существуют более комфортные и скоростные снегоходы и вездеходы, но в отличие от них мотособаки намного дешевле, более универсальные, маневренные, неприхотливые в эксплуатации, обладают значительно меньшим весом и размерами, при этом груз могут тащить немалый. Простота конструкции обуславливает надежность и долговечность мотособак даже в суровых метеоусловиях.

Огромный плюс мотособак даже не в их дешевизне или отсутствии необходимости в правах (с точки зрения закона они – те же мотоблоки). Главное – это низкое удельное давление на грунт и практически поголовное использование катковой подвески вместо склизов: хороший мотобуксировщик может работать не только зимой в качестве эрзац-снегохода, но и все остальное время служить болотоходом, спокойно преодолевать песок и глину. Так что охотнику или рыбаку компактный движитель-«проходимец», умещающийся в багажнике, пригодится всегда.

Рейтинг лучших мотобуксировщиков

Лучшие мотособаки с вариатором
1 Бурлак-М2 LFK 9.9 / 10
2 Baltmotors Barboss 9.8 / 10
3 Барс Следопыт 9.7 / 10
4 Koira Т-15 ЕR 9.7 / 10
5 Ижтехмаш Лидер-3 9.7 / 10
6 Райда 087L06 9.4 / 10
7 БТС Лонг 9.3 / 10
8 Норка 500 Standart 9.2 / 10
9 Pomor X-500 9.0 / 10
10 Ижтехмаш Лидер-Сигма-1 8.8 / 10
Лучшие мотособаки на центробежном сцеплении
1 Koira TR 13 Е 9.8 / 10
2 Ижтехмаш Белка 8+ 9.6 / 10
3 Конек-Горбунок 8.8 / 10

Лучшие мотособаки с вариатором

Бурлак-М2 LFK

Открывает наш рейтинг лучших мотобуксировщиков Бурлак-М2 LFK. Итак, уже хорошо известная модель мотособаки «Бурлак-М2» в последние годы неизбежно претерпела изменения: с весны 2022 года начал устанавливаться более дешевый капот из черного пластика, фара заменена, а короткобазная версия снята с производства. Теперь сохранена только длиннобазная версия LFK (1450 мм, в версии M2 Промысловик – и вовсе 1650 мм), обладающая лучшими проходимостью и тяговыми свойствами.

Моторы в этой серии по-прежнему «лифановские», в актуальной версии – только на 15 л.с., на выбор «базовый» (ручной запуск, без реверса), он же с электростартером (АКБ в комплект поставки не входит), и снова он же с электростартером, реверсом и тормозом. М2 Промысловик комплектуется 20-сильным мотором, с электростартером или без него. Новая рама предусматривает возможность самостоятельной регулировки угла атаки гусеницы.

Подвеска по-прежнему катковая, с возможностью переоборудования на склизовую или колесную. Штатный вариатор – «Итлан-Каюр» от рыбинских «Буранов», что неудивительно, учитывая место производства всех мотобуксировщиков этой фирмы. Сухая масса мотобуксировщика – 87 кг, в варианте «Промысловик» - 120 кг. Скорость в обоих вариантах – до 30 км/ч, нагрузка на волокуши – до 250 кг.

Основные плюсы:
  • Использование популярных моторов Lifan и вариаторов от рыбинских снегоходов, соответственно – хорошая ремонтопригодность
  • Высокая проходимость и хорошее тяговое усилие
Минусы:
  • Ограниченный выбор моторов – более доступные модификации с двигателями 9 л.с. и короткобазные мотобуксировщики на момент написания не производятся
Бурлак-М2 LFK
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Простая и надежная «рабочая лошадка». В обслуживании нет проблем, большинство запчастей – ходовые.

Baltmotors Barboss

Калининградская фирма в очередной раз переделала свою «топ-модель» в линейке мотобуксировщиков: новый «Барбос» собирается на переделанной раме и моторе Zongshen GB460 (459 «кубиков», 18 л.с.). А вот вариатор уже тайваньский - ZMC192, что определенно можно считать минусом в плане ремонтопригодности.

Снаряженная масса мотособаки – 153 кг: для транспортировки это, конечно, минус, но высокая нагрузка на гусеницу обеспечивает приличную проходимость. Максимальная скорость – 25 км/ч. Впрочем, «спортивная» версия Sport Z460R весит и вовсе 155 кг при тех же моторе и вариаторе (зато имеет реверс), однако «Барбос» комплектуется куда более мощной светодиодной фарой (30 Вт против 5 Вт) – а это однозначный плюс к утилитарности.

На себе мотобуксировщик способен транспортировать до 50 кг груза, на волокуше – еще до 200. Топливный бак рассчитан на 7,5 л топлива. Электростартер входит в заводскую комплектацию, как и цифровая панель приборов (причем имеющая индикацию уровня топлива).

Подвеска – катковая, натяжение гусеницы задается двумя эксцентриками. Склизы пока что в фирменном каталоге есть только для «Барбосов» 2021-2023 модельных годов, на обновленную модель они не встают.

Основные плюсы:
  • Мощный и тяговитый мотор
  • Электростартер в базовой комплектации
  • Датчик уровня топлива
Минусы:
  • Неудобство транспортировки
  • Вариатор, мягко говоря, не распространенного типа
  • Так, а как насчет реверса?
Baltmotors Barboss
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотор хороший, тянет даже больше заявленного по снегу без напряга.

Барс Следопыт

Здесь уже виден серьезный подход производителя: практически как в автосалоне Вы можете выбрать и объем двигателя, и дополнительные опции по потребностям и бюджету.

Линейка «Следопытов» сейчас очень большая, с выбором мощности мотора, типа привода (F в маркировке – передний, R – задний), с электростартером (суффикс Е) или без него. Трансмиссия на большинстве исполнений – вариатор «Сафари», только на «Следопыт RV 6.5 F» стоит дешевый «Форвард», а на «Следопыт 500 RA» и вовсе автоматическое сцепление. Производитель моторов, увы, больше не указывается – они ставятся уже перебрендированные в «MTR».

В гусенице, пожалуй, один из главных плюсов «Следопыта». Она не только широкая (500 мм), но еще и имеет очень серьезные снегозацепы. Поэтому и с самым маломощным двигателем мотособака проявляет качества хорошего «проходимца», ну а с наиболее мощным мотором действительно способна заменить и утилитарный снегоход, если Вы, конечно, не купили путевку на кабана-секача.

Основные плюсы:
  • Широкий выбор моторов
  • Возможность установки лыжного модуля
  • Отличная проходимость
Минусы:
  • Не самая удобная компоновка
  • Подвеска невзаимозаменяема между собой
Барс Следопыт
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотособака по глубокому снегу идет очень хорошо, мотор не перегревается даже с двумя волокушами. Мотор хоть и «Хонда», но к бензину совсем неприхотлив.

Koira Т-15 ЕR

Уж где-где, а в Архангельске-то точно должны были начать собирать мотособаки, причем весьма интересной конструкции – двухгусеничные, да еще с возможностью комплектации «болотным» понижающим редуктором и хорошим выбором двигателей. Неудивительно, что еще в 2015 году фирма получила премию «Лучший товар года» именно в категории мотобуксировщиков.

На момент последней редакции рейтинга мотобуксировщик комплектуется только 15-сильным мотором Loncin G420FD (линейка Т20, соответственно, 20-сильным Lifan KP 460 F) и двумя 220-милиметровыми гусеницами длиной 2828 мм каждая. Высота грунтозацепов у них – 21 мм, и в результате мы получаем технику с хорошей проходимостью и возможностью буксировки груза до 650 кг, плюс до 90 килограммов нагрузки допускается на сам мотобуксировщик. Более того – как опция предлагается съемный модуль повышения проходимости, представляющий собой еще одну гусеницу, которая связывается с отдельной приводной звездочкой на валу ведущих барабанов. Вместо жестких катков в подвеске применены пневмоколеса, повышающие комфорт при езде. И не будем забывать, что езде всесезонной – конструкция мотобуксировщиков «заточена» под эксплуатацию круглый год, а не только в снежный сезон.

Конечно, у всего есть и обратная сторона: мотобуксировщик вышел тяжелым (140 кг) и более сложным в ремонте и эксплуатации, чем его одногусеничные конкуренты. Но, если Вас интересует мощный и проходимый всесезонный аппарат – то именно в Архангельске знают, как на это ответить.

Основные плюсы:
  • Выбор моторов и комплектаций
  • Высокая проходимость, дополнительно увеличиваемая установкой модуля СМПП
  • Круглогодичная эксплуатация
Минусы:
  • Сложность конструкции
  • Высокая цена
Koira Т-15 ЕR
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Прет по любому снегу и даже без снега – гусеницы всесезонные, подвеска на пневматиках.

Ижтехмаш Лидер-3

Выпускающиеся сами понимаете в каком городе мотобуксировщики «Лидер-3» примечательны уже хотя бы тем, что сразу комплектуются лыжным модулем на рычажной подвеске, превращающим их в мини-снегоходы (без лыжного модуля это – просто «Лидер», а по спецзаказу может быть установлен и колесный модуль). В актуальном на момент написания каталоге производителя четыре исполнения мотособаки – с моторами Lifan от 15 до 20 л.с. и реверсом.

Как пример возьмем наиболее доступное стандартное исполнение ЛИДЕР-3-3Т-15АП. Здесь стоит 15-сильный мотор LIFAN 190FD 7A со световой катушкой 12 В и электростартером, трансмиссия – рыбинский вариатор «Сафари», гусеница – специализированная от курского НПО «Композит» (модель «Буксировщик» шириной 500 мм). Приводная цепь – Ditton (Латвия). Подвеска катковая (склизы – опция), опять-таки на рыбинских комплектующих, максимальная скорость – 30 км/ч, сухой вес – 130 кг. Буксируемый на волокуше груз – до 200 кг.

Вообще, хотим посоветовать производителю привести в порядок свой сайт: там нет нормальной формы заказа с выбором нужной комплектации, описание мотобуксировщиков – вообще настоящая стена текста «обо всем и ни о чем». Все-таки при слаборазвитой сети дилеров «на местах» мотособаку может прийтись и заказать в Интернете, логично?

Основные плюсы:
  • Мотобуксировщик сразу идет с лыжным модулем на рычажной подвеске. Но можно заказать и «голый»
  • Надежные «лифановские» моторы с электростартером
  • Реверс в базовой комплектации
Минусы:
  • Небольшой бензобак
Ижтехмаш Лидер-3
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Движок неплохой, с такими уже не раз доводилось общаться. Подвеску перебрал на склизы, в остальном как купил, так и езжу.
Показать еще

Райда 087L06

Продолжает наш обзор лучших мотособак буксировщик Райда 087L06. ООО «Архконструктор» из Архангельска (что неудивительно) сейчас предлагает несколько моделей мотособак «Райда», из которых мы взяли в рейтинг самую мощную – с мотором 20 л.с. Причем при заказе Вы уже можете выбрать тип 12-вольтовой катушки (маломощная 3 А, мощная 11 А или она же с дополнением в виде электростартера), тип капота (синий пластик или камуфлированная ткань), дозаказать дисковый тормоз, подогрев ручек и реверс.

Гусеница здесь шириной 500 мм, что обеспечивает низкое удельное давление на снег. Максимальная скорость – до 40 км/ч, трансмиссия классическая донельзя: вариатор «Сафари». Подвеска – длинноходная рычажно-склизовая, с возможностью быстрого монтажа быстросъемных катковых блоков. Нагрузка на волокушу – до 200 кг, что маловато для 20-сильного мотора, но куда деваться: трансмиссия настроена на скорость. Правда, с учетом объема бака запас хода невелик – до 50 км в идеальных условиях и без волокуши по паспорту, а это немного (волокуша, загруженная «до упора», сразу сократит пробег до заправки кратно).

В варианте с мотором 15 л.с. мотособака имеет маркировку 087L05, все прочие характеристики (кроме чуть меньшего веса) идентичны. Кстати, в «голом» виде (то есть без электростартера и реверса), и 20-сильная модель весит достаточно умеренно, сухой вес – 120 кг.

Фирменный каталог аксессуаров невелик, хотя местами забавляет – например, сиденье на волокушу в нем аж с четырьмя подстаканниками.

Основные плюсы:
  • Мощный мотор
  • Быстрый монтаж катков при необходимости
  • Возможность установки реверс-редуктора
Минусы:
  • Малый объем бака с учетом аппетита мотора
Райда 087L06
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лошадка рабочая (точнее, собака) – тянет хорошо, причем добраться до места можно быстро.
Показать еще

БТС Лонг

Мотособака «Лонг» от рыбинского «БТС» оправдывает свое название: при базе 1700 мм он имеет два багажника – передний и задний, с суммарной нагрузкой до 50 кг. Предлагаются три варианта комплектации, все – с мотором 15 л.с., но в варианте без электростартера устанавливается мотор Loncin, а с электростартером – уже Lifan, причем с двумя вариантами мощности световой катушки.

Как опция предлагаются лыжный модуль (увы, без рычажной подвески), дисковый тормоз, модуль-толкач, подогрев рукоятей, реверс-редуктор. Сама компоновка классическая, с передним приводом и, естественно, рыбинским же вариатором. Ширина гусеницы – 500 мм, она стоит на трех тележках. Подвеска, как обычно, катковая, причем без предложения о переходе на склизы.

Основные плюсы:
  • Две багажных площадки
  • Низкое давление на снег
  • Возможность установки дискового тормоза и реверса
Минусы:
  • Нет выбора мощности мотора
БТС Лонг
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
База длинная, это было основным критерием при выборе. В целом обычный букс такого типа.

Норка 500 Standart

На текущий момент «стандартная» линейка мотобуксировщиков из Санкт-Петербурга включает в себя приличное число вариантов – по мощности двигателя от 9 до 20 лошадиных сил, сами двигатели можно выбирать через онлайн-конфигуратор на сайте – хоть Lifan, хоть Zongshen, хоть Loncin, хоть Honda, хоть Briggs&Stratton. Также сразу можно выбрать, нужен ли Вам реверс-редуктор, подогрев ручек руля, дисковый тормоз – в общем, подобрать вариант «под себя» можно с хорошим перечнем исполнений. Правда, фару в штатной комплектации или как стандартную опцию производитель почему-то не предлагает, а ведь зимой с ее коротким светлым временем суток фара на мотособаке – вещь совсем не из бесполезных!

Примечательная особенность конструкции мотобуксировщиков – узел натяжения гусеницы (сама она – стандартной длины 1450 мм и ширины 500 мм). Здесь ленивец перемещается не в пазах рамы, а на резьбовых кронштейнах – они, конечно, сделаны нарочито мощными, но с точки зрения сопромата автор все-таки обеими руками за классическую конструкцию натяжения. Учтите, что при ослабленной контргайке натяжителя ленивца резьбу в раме, куда ввернут кронштейн, будет разбивать быстро!

Привод у мотособак – только передний, открытой цепью с левой стороны кожуха. Подвеска штатно идет катковая, на шести парах катков, с возможностью переделки на склизовую.

Вариатор традиционно используется «бурановский» - «Сафари», дорабатываемый производителем и оснащаемый чешскими ремнями Rubena. Цепь и звезды используются мотоциклетные, причем цепь – сальниковая, с высоким ресурсом.

Основные плюсы:
  • Выбор двигателей
  • Возможность комплектации реверс-редуктором и электростартером по желанию
  • Приличная тяга
Минусы:
  • Не комплектуются фарами
  • Только один вариант длины
  • Открытая приводная цепь
Норка 500 Standart
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Заказал с «хондовским» мотором, второй сезон доволен как слон.

Pomor X-500

И снова Архангельск – но уже другой производитель. Линейка мотобуксировщиков X-500 не блещет инновациями, напротив, даже излишне упрощена в угоду удешевлению (например, нет ни откидного капота, ни натяжителя приводной цепи). Выбор моторов – от 9 до 18 л.с., вариатор – «Сафари», приводная цепь – от «Ижей», гусеница – шириной 500 мм. На выбор предлагаются две базы: «короткая» (1250 мм) и «длинная» (1450 мм). Опционально можно установить обычный или утепленный чехол двигателя, подогрев ручек и электростартер. Подвеска – на выбор, катковая или склизовая.

Мотобуксировщик собран на мощной стальной раме – тут к нему не придраться, но вот центр тяжести получился высоковат: по сравнению с аналогами «Помор» более валок. Вес мотобуксировщика – от 105 кг (короткобазный 9-сильный), скорость – до 40 км/ч. В штатную комплектацию входят аварийная чека, светодиодная фара, брызговик.

Основные плюсы:
  • Выбор двигателей
  • Простая в обслуживании и ремонте конструкция
Минусы:
  • Валкость
  • Реверс не предлагается даже за доплату
Pomor X-500
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Доводить до ума в некоторых моментах надо, но это уже по отзывам было известно.
Показать еще

Ижтехмаш Лидер-Сигма-1

Последним же в этой категории рейтинга опять будет ижевский мотобуксировщик, на этот раз компактной серии – он собран на 8-сильном моторе Lifan KP230, сблокированном с вариатором TAV2-40.

Помимо стандартного «голого» исполнения также предлагается вариант «Лидер-Сигма-1Е» с электростартером. Световая катушка мощностью 84 Вт и светодиодная фара устанавливаются уже «в базе». В отличие от многих компактных мотособак, здесь использована 500-миллиметровая гусеница «Композит Буксировщик МИНИ», а не 380-миллиметровая укороченная от «Бурана». Сани или лыжный модуль в комплектацию не входят.

Отметим также (что для всей продукции фирмы характерно), что контроль качества стоит подтянуть все же – например, можно наткнуться при сборке на несоосность отверстий и с привычным вздохом достать напильник.

Основные плюсы:
  • 500-мм гусеница стандартной модели, а не «укорот»
  • Неплохой двигатель
  • Освещение уже в базовой комплектации
Минусы:
  • Вариатор мы бы предпочли отечественный
Ижтехмаш Лидер-Сигма-1
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Конечно, более мощные таскают лучше, но их попробуй-ка в багажник закорячить!
Показать еще

Лучшие мотособаки на центробежном сцеплении

Koira TR 13 Е

Мотособаки на центробежном «автомате» вместо вариатора ассоциируются с компактными маломощными моделями, но это – не тот случай. Итак, знакомьтесь – болотоходы Т13 и Т13Е (без электростартера или с ним): здесь стоит мотор на 15 или 20 л.с. соответственно, сухой вес мотособаки – 135 кг. Как видите, маркировку зачем-то оставили от изначально выпускавшихся моделей с 13-сильным мотором (возможно, чтобы избежать путаницы с вариаторными моделями). Тормоз – ленточный, на шкиве выходного вала редуктора.

Сама по себе компоновка типична для фирмы: на пневматических колесах – две гусеницы. Отказ от вариатора в пользу понижающего редуктора (увы, реверс сюда тоже не установить) ограничил скорость 15 км/ч, зато таскать эти мотособаки могут до 400 килограммов. Причем круглогодично – когда закончится снег, достаточно снять гусеницы.

Какой-либо кожух мотора отсутствует. Фара – галогеновая 56 Вт на Т13 и 18-ваттная светодиодная на Т13Е.

Основные плюсы:
  • Отличная тяга
  • Всесезонность
  • Автоматическое сцепление в масляной ванне
Минусы:
  • Галогеновая фара на Т13
  • Несовместимость с реверсом
  • Ленточный тормоз стоит проапгрейдить до дискового.
Koira TR 13 Е
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Ну это, конечно, настоящий трактор, иначе не скажешь. Вариатора нет, так что в болото можно лезть спокойно.

Ижтехмаш Белка 8+

Семейство легких мотобуксировщиков «Белка» рассчитано на перевозку в багажнике обычного седана. Взятая нами в рейтинг лучших мотособак модель 8+ собрана на двигателе Lifan KP230-R (обычная «Белка-8» - на 170FT-R), комплектации с фарой («Белка-8L») и с фарой и электростартером («Белка-8LE») также на моторе 170FT-R. На самом дешевом 6,5-сильном исполнении стоит мотор 168FB-2R. Кроме того, представлена и «Белка 2 CVTL» с вариатором TAV2-40 – но это уже не предмет для выбранной категории рейтинга.

Привод идет на гусеницу шириной 380 мм, как и на прочих мотособаках фирмы, она – от курского «Композита», на заводе берется стандартная гусеница от «Бурана» и укорачивается вполовину. В базовую комплектацию входят мини-сани с сиденьем от мопеда «Альфа». Этот модуль крепится за счет шплинтованного пальца быстро и достаточно надежно. На корпусе самого мотобуксировщика есть подножки (изначально, на «синих» буксировщиках – обычные обрезиненные от мотоцикла, на нынешних «рыжих» - стальные «зубастые»).

А вот кожух цепи стоило бы добавить: она прикрыта только снаружи. Также отметим, что облегченный санный модуль, хотя и оснащен «теоретически двухместным» сиденьем, может перевозить только одного человека – для двойной нагрузки облегченная конструкция рамы явно слабовата. Максимальная буксируемая масса – 100 кг, скорость – до 25 км/ч.

Основные плюсы:
  • Простота транспортировки
  • Двигатели Lifan
  • Возможность комплектации фарой и электростартером
Минусы:
  • Рама санного модуля слабовата
Ижтехмаш Белка 8+
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
В багажник входит со свистом, так что на рыбалке останется его просто выгрузить и собрать.
Показать еще

Конек-Горбунок

Самый дешевый мотобуксировщик в нашем рейтинге родом из Костромы, где «Коньков-Горбунков» с моторами Zongshen 6,5 или 8,5 л.с. собирает ООО «Экстрим моторс». Эти мотобуксировщики предельно компактны и просты донельзя: привод на гусеницу идет напрямую от выходного вала двигателя, смонтированного с центробежным сцеплением и редуктором, без каких-либо кожухов. Даже натяжителя цепи как отдельного узла нет – перемещается вперед-назад крепление самого двигателя. Зато весит 6,5-сильная версия всего 66 килограммов – это плюс к удобству транспортировки, но…

Сопоставьте эту массу с использованием короткой и узкой 380-мм гусеницы: мотособака практически не идет по глубокому снегу, что в немалой степени ограничивает ее применяемость и практичность. Ограничена и нагрузка: гусеница слишком легко срывается на букс, даже если в качестве «груза» выступают пара рыбаков, снасти и термос. Подобная техника все-таки не сказать что утилитарна: лично автор бы порекомендовал все-таки добавить по возможности денег на «нормальный» мотобуксировщик с «пятисотой» гусеницей: разница будет огромной, а разрыв в ценах себя окупит.

Забавно, что производитель предлагает свои мотособаки даже в качестве набора «сделай сам» - кит-комплект «Конек-Горбунок», включающий в себя раму, гусеницу, катки и все прочее, кроме двигателя, стоит по каталогу на момент написания статьи чуть более 26 тысяч рублей. Это уже вариант предельно экономичнейший – например, если у Вас уже есть под руками подходящий двигатель, да и просто хочется повозиться с техникой, тот тут в дешевизне с костромичами уж точно не поспорить.

Основные плюсы:
  • Компактность и удобство транспортировки
Минусы:
  • Переохлаждение карбюратора на ходу в мороз (нужен кожух!)
  • Низкая проходимость
Конек-Горбунок
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Больше похож на игрушку, но для моих целей хватает.

Какой мотобуксировщик лучше выбрать?

По большому счету, все представленные в продаже модели – это вариации на одну тему, в такой компоновке придумать что-то необычное сложно. Поэтому решая, какой мотобуксировщик лучше купить - отталкивайтесь в основном от особенностей конструкции:

  • Мощность двигателя для мотобуксировщика лишней не будет. Если простые модели на 6-7 лошадиных сил невольно заставляют рождаться в уме фразу «три часа скуки – и мы на рыбалке», то более мощные не просто быстрее, но и часто используются совсем не по изначальному назначению: как толкач для лыжников, как мини-снегоход, да и вообще человек способен приспособить к развлекательной езде практически все. Из производителей моторов однозначные фавориты – это Lifan и Zongshen (они же, собственно, и лидеры по выпуску моторов такого плана в Китае в целом). Honda же обойдется дороже, не так уж значительно и превосходя по ресурсу собственные клоны из Китая.
  • Вариантов трансмиссии немного: на маломощных недорогих моделях это обычное центробежное сцепление (иногда называемое продавцами «автоматическая коробка», но это далеко не одно и то же), но гораздо практичнее модели вариаторные, особенно с уже хорошо известными по снегоходам вариаторами «Сафари». Не теряя в тяговитости (а зачастую и выигрывая в ней из-за возможности использования цепного редуктора с большим передаточным числом), такие мотособаки получают плюс к крейсерской скорости, а самое главное – не жгут сцепление при езде внатяг.
  • Подвеска гусеницы с точки универсальности лучше катковая, склизы все же «заточены» под рыхлый или мокрый снег, служащий им смазкой. Только если Вам часто приходится ездить именно в таких условиях, стоит задуматься о мотособаке на склизах – но и ездить на ней в любой другой сезон уже не получится. Идеальна в этом плане конструкция «Мухтар 15», где подвеску можно в три счета пересобрать под текущие нужды.
  • Какой ширины должна быть гусеница? На самом деле – такой, какой ее легко будет впоследствии купить. Не забывайте и о нагрузке, определяющей «зацепистость»: легкой маломощной мотособаке широкая «пятисотка» не даст реальных плюсов при езде зимой, а вот в «болотоходном» варианте будет как раз незаменима именно из-за минимального давления на грунт.
  • Передний или задний привод гусеницы? Опять-таки, это зависит от того, как мотособака будет эксплуатироваться: переднеприводные натягивают верхнюю ветвь гусеницы, оставляя нижнюю (рабочую) расслабленной, и на неровностях она изнашивается значительно меньше, а зацеп лучше (не зря этот вариант называют «танковым»). На рыхлом же снеге удобнее задний привод – прогибаться рабочей части гусеницы тут не надо, и мотор, натягивая именно ее, обеспечивает лучшую проходимость без склонности к закапыванию.

Важно то, что мотособака действительно отличный помощник почитателей охоты, рыбалки, экстрим-туризма и просто активных людей. Ну что же, удачных покупок!

Комментарии