10 лучших смазок для подшипников

Ни скрипа, ни скрежета

К счастью, времена, когда из доступных вариантов пластичных смазок был в лучшем случае литол, давно прошли. Но и у изобилия есть обратная сторона: всегда хочется выбрать лучшее, а разобраться в множестве наименований не так просто. Что ж, попробуем рассортировать тюбики, которые можно встретить на прилавках магазинов, и выбрать лучшие смазки для подшипников.

Для удобства введем две категории, наиболее востребованные в практике:

  • Смазки общего назначения (классический пример – тот же литол) – это отличный выбор для малонагруженных сопряжений, работающих в узком температурном диапазоне. Простейший пример – втулки велосипедов: и обороты, и нагрузки здесь невелики, при низких температурах техника не используется, перегреву втулки также не подвергаются.
  • Смазки для высоконагруженных соединений обычно имеют меньшую кинематическую вязкость, позволяющую им лучше проникать в пары трения. Также увеличивается содержание антифрикционных присадок, их качество. Такую смазку уже можно набивать в конические колесные подшипники автомобилей, применять ее при обслуживании колесных подшипников на кроссовых мотоциклах (там не спасают даже уплотнения – после пары моек под давлением в подшипнике стоит заменить смазку, если хочется рассчитывать на ресурс). Также к высоконагруженным соединениям можно отнести игольчатые подшипники карданных шарниров, особенно на тяжелых автомобилях с мощными моторами. Но здесь все чаще используются необслуживаемые крестовины, которые не то что не шприцуются, а и вовсе по мнению завода меняются в сборе с валом, увы. В редукторах электроинструмента (тех же болгарок), малой бензиновой техники одним и тем же смазываются и подшипники, и шестерни, причем контактные нагрузки могут быть немалыми: здесь не стоит экономить на смазке (причем «фирменные» смазки от производителей инструмента по опыту множества людей прекрасно заменяются как раз автомобильными).

Рейтинг лучших смазок для подшипников

Лучшие смазки для высоконагруженных соединений (ступичные подшипники, крестовины, ролики ГРМ и приводных ремней)
1 Totachi Star Grease EP-2 9.9 / 10
2 Ravenol Arctic Green Grease AGG 2 9.8 / 10
3 Liqui Moly LM 50 Litho HT 9.7 / 10
4 Sintec Multi Grease EP 2-150 HD 9.6 / 10
5 Shell Gadus S2 V220AC 2 9.5 / 10
6 ВМПАВТО Nord МС 1410 9.4 / 10
7 Mannol EP-2 Multi-MoS2 Grease 9.2 / 10
Лучшие смазки общего назначения (петли, шарниры, маломощные редукторы, подшипники велосипедов)
1 Sintec Multi Grease EP 3-100 9.7 / 10
2 Газпромнефть Grease L EP 2 9.5 / 10
3 Oilright Литол-24 9.0 / 10

Лучшие смазки для высоконагруженных соединений (ступичные подшипники, крестовины, ролики ГРМ и приводных ремней)

Totachi Star Grease EP-2

Открывает рейтинг лучших смазок для подшипников Totachi Star Grease EP-2. Японцам удалось добиться отличных результатов по трибологии без применения дисульфида молибдена: смазка при испытаниях на шариковой машине демонстрирует нагрузку сваривания 500 кг (или 4093 Н) при пятне износа 0,5 мм, то есть может уверенно эксплуатироваться в высоконагруженных подшипниках, редукторах, шарнирах и так далее в условиях высокой влажности (например, на водной технике), когда молибденовые смазки нежелательны. Хотя стоит отметить, что прямое вымывание струей воды смазка держит средне: до 10% по ASTM D 4049, для сравнения, если мы уж вспомнили водную технику, то у фирменных «морских» смазок Yamaha вымываемость по тому же стандарту вдвое меньше.

Зато Totachi – это одна из лучших по стойкости к высоким температурам литиевых смазок, широко представленных в продаже: температура каплепадения составляет аж 260 градусов, благодаря чему допустимый температурный диапазон применения – от -26 до 177 градусов Цельсия. Не лучшая морозостойкость – вторая причина некоторого снижения рейтинга.

Основные плюсы:
  • Отличные противозадирные свойства
  • Хорошая адгезия
  • Стойкость к высоким температурам
Минусы:
  • Не лучшая для смазки класса NLGI 2 вымываемость
  • Умеренная морозостойкость
Totachi Star Grease EP-2
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Выбрал по совету знакомого, обслуживающего бензотехнику. Редуктор начал работать реально тише, чем на «родном» масле, греется меньше. Через подшипники давит, но совсем немного.
Показать еще

Ravenol Arctic Green Grease AGG 2

А вот эта смазка для подшипников, напротив, способна работать при температуре до -60 градусов, при этом верхняя граница вполне прилична: 120 градусов с возможностью кратковременного подъема до 160. Кроме того, «Равенол» - один из немногих производителей, озаботившихся получением допусков автоконцернов (VW G 052 186, VW G 052 738). Плюс AGG 2 является прямым аналогом OEM-смазок BMW 83192157321, BRP 779163, 779226, 293550033, 293550010, Hyundai 4959022, Volkswagen Group G052186A3, G052738A2, Yamalube ACCPOLYGRS10, ACCPOLYGRS05 и может без ограничений применяться в узлах техники, для которых предписаны эти смазки. Нагрузка сваривания – не менее 3000 Н.

Любопытно, что на сайте производителя смазка описана как «эстеровая с добавлением минерального масла» (что, в принципе, можно принять на веру с учетом низкотемпературных свойств), но вот лист MSDS, где точно должен быть приведен химический состав, попробуй найди. А в них обычно скрываются интересные вещи…

Основные плюсы:
  • Великолепные низкотемпературные свойства
  • Хорошие противозадирные свойства
  • Низкая смываемость
  • Является официальным аналогом ряда OEM-смазок
Минусы:
  • Высокая цена
Ravenol Arctic Green Grease AGG 2
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Смазка не из дешевых, но на снегоходе и квадрике зимой показала себя лучше хваленого Mobil XHP 222.
Показать еще

Liqui Moly LM 50 Litho HT

На этот раз немецкий концерн изменил своим традициям – труднопроизносимого названия на немецком языке на упаковке нет. Очевидно, «радлагерхохтемпературфетт» даже им показалось излишним, и высокотемпературная смазка для колесных подшипников от Liqui Moly называется просто – LM50 Litho HT.

Минимальная фасовка – 0,4 кг, но для автохозяйств и прочих крупных потребителей есть и упаковка до 25 кг. LM50 гарантированно сохраняет смазочные и противозадирные свойства в диапазоне температур от -30 до 160 градусов. Помимо колесных подшипников, она может прекрасно работать в карданных крестовинах и других герметизированных игольчатых подшипниках, подшипниках скольжения.

Смазка не только отлично удерживается в парах трения, но и стойка к вымыванию. С учетом вполне доступной цены (указана для тары 0,4 кг), ее можно смело назвать лучшей смазкой для подшипников (ступицы и др.).

Основные плюсы:
  • Высокая эффективность
  • Трудносмываемость
Минусы:
  • Не самые высокие высокотемпературные свойства
Liqui Moly LM 50 Litho HT
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
За все время работы нашего сервиса смазки Liqui Moly всегда подтверждали свое качество.
Показать еще

Sintec Multi Grease EP 2-150 HD

Продолжает обзор лучших смазок для подшипников достаточно бюджетная смазка на минерально-литиевой основе, которая предлагается как в «гаражном» варианте (400 г), так и в «сервисном» (банки 18 кг). Главное – не перепутать ее с похожей смазкой Multi Grease EP 2-150, отсутствие приставки «HD» в названии которой указывает на то, что в составе нет дисульфида молибдена.

Причем производитель приводит трибологические характеристики своих смазок, так что мы можем наглядно увидеть, как дисульфид молибдена смог улучшить свойства. Итак, «обычная» смазка для подшипников при пятне износа 0,6 мм обеспечивает нагрузку сваривания 2450 Н при стандартном испытании на шариковой машине (у Liqui Moly LM50, для сравнения – 2800 H). У смазки с дисульфидом молибдена же при том же пятне износа нагрузка составляет уже 3283 Н – то есть прирост составил 34%, а это немало. За счет температуры каплепадения в 180 градусов смазка может уверенно работать в достаточно сильно греющихся подшипниках, реечных и шестеренчатых передачах (например, в редукторе УШМ) – сам производитель указывает на ее работоспособность в диапазоне от -30 до 120 градусов. Консистенция соответствует классу NLGI 2 (универсальные мягкие смазки для легковых и грузовых автомобилей).

Основные плюсы:
  • Наличие в составе дисульфида молибдена
  • Хорошая работа при повышенных температурах
  • Доступная цена
Минусы:
  • Малый выбор фасовок: или туба, или сразу ведро (при этом смазка без MoS2 фасуется и в банки по 800 г)
Sintec Multi Grease EP 2-150 HD
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Нормальная универсальная смазка за вменяемые деньги. Раньше на работе использовали SKF, с нынешними ценами пришлось отказаться – при этом какой-то разницы за год не заметили.
Показать еще

Shell Gadus S2 V220AC 2

Несмотря на странное для русского уха название (раньше смазка называлась иначе, кстати: ALVANIA WR2) – это хороший вариант для узлов, работающих в условиях повышенной влажности, так как смазка имеет повышенную стойкость к вымыванию и содержит антикоррозийные присадки, на что прямо указывает обозначение по новой фирменной системе (V – многоцелевая, А – водостойкая, С – окрашенная, в данном случае в красный цвет).

Основа смазки для подшипников – стандартный литий-кальциевый пакет на минеральной базе. При температуре каплепадения 180 градусов допускается кратковременный нагрев работающего механизма до 140 градусов, длительная работа при температурах до 130 градусов. По утверждению производителя, при использовании в коммерческом транспорте интервалы замены смазки можно доводить до 30 тысяч километров.

Основные плюсы:
  • Высокая стойкость к воде
  • Антифрикционные присадки
Минусы:
  • Запутанная система обозначений (например, всего одна буква разницы у SHELL Gadus S2 V220AD 2 означает наличие дисульфида молибдена, а Gadus S2 V220 2 имеет меньшую верхнюю границу применяемости по температуре и худшую водостойкость)
Shell Gadus S2 V220AC 2
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Реальное фирменное качество. У нашей техники на стройке перечислена в числе допустимых к эксплуатации, по деньгам наиболее выгода.
Показать еще

ВМПАВТО Nord МС 1410

Название здесь говорит само за себя: смазки этой линейки позиционируются как морозостойкие, рассчитанные на работу при пониженных температурах (с чем у обычных консистентных смазок по понятным причинам есть проблемы). Что же именно до МС 1410, то эта смазка для подшипников, маркированная по NLGI как 1/2, может использоваться даже в автоматических центральных системах смазки при температурах до -35, предельная же рабочая температура в обычных механизмах (например, в тех же подшипниках или малоскоростных зубчатых передачах) составляет -50 градусов.

Естественно, для сильно греющихся механизмов лучше выбрать смазку погуще, хотя и здесь «потолок» указан в 120 градусов. Смазка основана на полусинтетической базе с литиевым загустителем, содержит дисульфид молибдена для улучшения противозадирных свойств. Имеются допуски КАМАЗ, БЕЛАЗ, Lincoln GmbH, Groeneveld (обе эти компании являются производителями централизованных систем смазки, первая входит в концерн SKF, вторая принадлежит американской Timken). За счет умеренно вязкой консистенции смазка хорошо подходит в том числе для автомобильных трипоидов. Кроме того, на нее стоит обратить внимание владельцам снегоуборщиков, где редукторы по инструкции смазываются пластичными смазками, а также другой малой моторизованной техники, работающей при низких температурах.

Основные плюсы:
  • Морозостойкость
  • Высокие противозадирные свойства
  • Высокая проникающая способность
Минусы:
  • Не лучший выбор для узлов, нагревающихся до высоких температур
  • Типичная для молибденовых смазок «нелюбовь» к влаге
ВМПАВТО Nord МС 1410
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Не совсем универсальная, но зимой работает просто на пять с плюсом – проверял вплоть до -25.
Показать еще

Mannol EP-2 Multi-MoS2 Grease

Производитель не скупится себе на похвалы, указывая, что эта смазка изготавливается с добавлением эстеров. Однако, если открыть MSDS, то обнаружится, что ее основным компонентом указано минеральное масло с литиевым загустителем и добавками дисульфида молибдена и графита, а также умеренного количества (до 0,4%) диалкилдитиофосфата цинка (классическая присадка ZDDP). А где эстеры, собственно, хотя бы в гомеопатическом количестве?

В целом, конечно, смазка для подшипников вышла удачной – имея в составе эффективные противозадирные компоненты, она хорошо работает при высоких нагрузках и температурах до 140 градусов. Выбор расфасовок тоже отличный: аж 4 «гаражных» (100, 230, 400 и 800 г), а также три «сервисных» (4,5, 9 и 18 кг). Но за рекламу, опровергаемую прямо публикуемым производителем же листом MSDS, мы рейтинг неизбежно снизим.

Основные плюсы:
  • Хорошая адгезия
  • Высокие антифрикционные и противозадирные свойства
  • Доступная цена
  • Выбор фасовок
Минусы:
  • Громкие обещания про «содержание эстеров и пакет EP-присадок» по факту не подтверждены самим производителем
Mannol EP-2 Multi-MoS2 Grease
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хорошая недорогая смазка, которую можно использовать от дверных петель до ступичных подшипников.
Показать еще

Лучшие смазки общего назначения (петли, шарниры, маломощные редукторы, подшипники велосипедов)

Sintec Multi Grease EP 3-100

Эта смазка класса NLGI 3 позиционируется как универсальная для пар трения скольжения, мало- и средненагруженных подшипников, шарниров, реечных и шестеренчатых передач, в которых ее пенетрирующая способность будет достаточной для постоянного проникновения в зазоры. Трибологические характеристики типичны для современных литиевых смазок: нагрузка сваривания 2450 Н при пятне износа 0,6 мм. Температура каплепадения составляет 180 градусов, рабочий диапазон температур – от -30 до 120 градусов.

Вариантов фасовки для личных нужд две: туба 400 г и банка 800 г, «сервисные» же – не только банка 18 кг, но и бочка 180 кг (вряд ли это Вам пригодится).

Основные плюсы:
  • Хорошие для немодифицированных литиевых смазок противозадирные свойства
  • Приемлемая цена
  • Неплохая водостойкость
Минусы:
  • Нежелательно использовать при высоких линейных скоростях движения смазываемых деталей (например, во втулках спортивных велосипедов)
Sintec Multi Grease EP 3-100
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Для редукторов инструмента густовата, а так в гараже и дома всегда применение находит.
Показать еще

Газпромнефть Grease L EP 2

«Дешево и сердито» - это лучшее определение для литиевой смазки от «Газпрома». По своей сути это всем нам знакомый Литол-24, но с модифицированным пакетом присадок и более стабильной вязкостью. Отсюда и расширенный рабочий диапазон – в сравнении с литолом, работоспособным до 120 градусов нагрева, смазка «Газпромнефть» может выдержать все 130 (немного, но именно этих 10 градусов может не хватить).

Кроме того, удалось улучшить и стойкость к воде – напомним, родоначальник отечественных литиевых смазок в влажной среде проявлял агрессивность к алюминиевым сплавам. С учетом доступной цены (указана для тюбика 0,35 г) EP 2 достойна занять свое место в мастерской — и место в рейтинге лучших смазок для подшипников (качения и др).

Основные плюсы:
  • Доступная цена
  • Неплохая водостойкость
Минусы:
  • Не лучшие антифрикционные свойства
Газпромнефть Grease L EP 2
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Когда смазка стоит недорого – иногда проще ее чаще менять. Так что у меня газпромовская смазка всегда лежит в верстаке.
Показать еще

Oilright Литол-24

Альфа и омега литиевых смазок, известная еще с советских времен – это, естественно, «Литол-24». Смазка дешевая и густая, так что может применяться без лишних затрат даже как консервационная (чему в помощь и хорошая влагостойкость), однако что-то серьезное ей смазывать не стоит ни в коем случае: даже советский «Литол-24» согласно действующему поныне ГОСТ 21150-87 обеспечивал нагрузку сваривания лишь «не менее 1410 Н» - сравните с этим показателем у современных смазок. Даже без добавления дисульфида молибдена он может быть спокойно вдвое больше.

Работоспособность смазки по температурам – от -40 до 120 градусов, с возможностью кратковременно выдерживать до 130 градусов. Так как она соответствует классу NLGI 3, не стоит применять ее в высокоскоростных сочленениях, даже при небольших нагрузках, это чревато сухим трением.

Основные плюсы:
  • Доступная цена
  • Неплохая влагостойкость и адгезия
Минусы:
  • Посредственные противозадирные свойства
Oilright Литол-24
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Гаражные петли смазать, инструмент неиспользуемый законсервировать на зиму – дешево и сердито. Все не солидол.
Показать еще

Минутка матчасти

Об основах смазок мы уже упоминали вскользь, но неплохо бы в завершение разъяснить их различия.

  • Литиевые смазки – наиболее широко представленные на современном рынке. Это неудивительно – они имеют хорошую адгезию к поверхностям, ярко выраженные противозадирные и антифрикционные свойства. Вводя дополнительный пакет присадок или используя сложную основу, можно добиться и широкого температурного диапазона эксплуатации.
  • Смазки с добавкой дисульфида молибдена (например, большинство смазок для ШРУСов) могут работать при значительно больших нагрузках, но они быстро теряют свойства при попадании воды. Недаром при разрушении наружного пыльника автомобильные «гранаты» изнашиваются буквально на глазах.
  • Силиконовые смазки имеют превосходные проникающие свойства, отталкивают воду, но при высоких нагрузках их работать еще «не научили».
  • Графитные (если быть точнее – графитно-кальциевые) смазки главным своим отличием имеют частичное сохранение свойств даже при высыхании основы: начинают работать мелкодисперсные чешуйки графита. Но для высоких нагрузок и оборотов графитную смазку использовать нельзя.

Комментарии

Комментарий

Всем привет! Обратите внимание на нашу пластичную смазку. Триботехнические Решения - Российский производитель триботехнических составов и смазок на основе них. Высокие антизадирные свойства и гарантия от внезапного выхода из строя. А триботехнический состав образует слой на поверхности трения подшипника и продлевает срок службы в 2-3 раза. Есть акты промышленных предприятий (вышлем по запросу) Подробнее на нашем сайте про пластичную смазку Эвольвента для подшипников

Комментарий

Вы правильно отметили по каждой смазке. На будущее рассмотрите, пожалуйста, наш продукт. Триботехнические решения — отечественный производитель смазок на основе триботехнических составов. Запатентованный состав. Наиболее интересное решение - пластичная смазка Эвольвента для подшипников. Есть опыт применения на промышленных грохотах и дробилках. На сайте отзывы.